Вс. Май 12th, 2024

Цифры дня: Счетная палата доложила о ситуации в стране

Цифры дня: Счетная палата доложила о ситуации в стране

Счетная палата РФ опубликовала оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, а также оперативную информацию об исполнении бюджетов внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов регионов за январь-июнь 2016 года.

Если коротко, ситуация такова: ВВП не дотянул до прогнозных показателей; индекс промпроизводства вырос всего на 0,4 процента; инфляция в начала года составила 4 процента; реальные доходы населения снизились на 5 процентов; реальная зарплата осталась на уровне прошлого года; долги по зарплатам по стране выросли на 6,5 процента; план по доходам федерального бюджета не выполнен, однако дефицит федерального бюджета оказался меньше ожидавшегося; Резервный фонд и Фонд национального благосостояния уменьшились; больше половины пунктов антикризисного плана не выполнено.

А теперь обо всем этом подробнее.

ВВП в январе-июне 2016 года объем составил 38,3 трлн. руб., или 48,7 процента прогнозируемого годового объема.

Индекс промышленного производства в январе-июне текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года составил 100,4 процента – то есть прирост составил всего 0,4 процента.

Положительные темпы роста отмечены в добыче полезных ископаемых – 102,6 процента, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 100,4 процента, снижение продолжается в обрабатывающих производствах – 99,1 процента. Темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 102,6 процента.

Средняя цена на нефть марки «Юралс» в январе-июне текущего года – $37,85 за баррель, что на $12,15 ниже среднегодовой прогнозной цены на российскую нефть, учтенной при расчетах к Федеральному закону о бюджете.

Инфляция в июне 2016 года по сравнению с декабрем 2015 года составила 3,3 процента. Счетная палат отмечает, что это значительно ниже, чем в аналогичном периоде 2015 года (8,5 процента). По состоянию на 25 июля 2016 года инфляция составила 4 процента.

Рост цен на продовольственные товары составил 3,2 процента, в аналогичном периоде 2015 года – 10,8 процента.

Наибольшее удорожание отпечено по плодоовощной продукции – на 6,5 процента, крупам и бобовым – на 9,6 процента, рыбе и морепродуктам – на 6,5 процента, маслу подсолнечному – на 4,2 процента, сахару-песку – на 3,6 процента, хлебу и хлебобулочным изделиям – на 3,5 процента.

Рост цен на непродовольственные товары составил 3,8 процента, в аналогичном периоде 2015 года – 8,7 процента. Наибольший прирост цен отмечается по табачным изделиям – на 8,9 процента, тканям – на 4,7 процента, моющим и чистящим средствам – на 4,6 процента, обувь – на 4,4 процента.

Рост цен и тарифов на услуги наблюдается на уровне 2,7 процента, в аналогичном периоде 2015 года – 4,9 процента.

Наиболее существенный рост зафиксирован по санаторно-оздоровительным услугам – на 10,4 процента, услугам пассажирского транспорта – на 8,1 процента, услугам дошкольного воспитания – на 7,6 процента. Жилищно-коммунальные услуги подорожали на 0,7 процента.

Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 5 процентов, реальная начисленная среднемесячная зарплата сохранилась на уровне соответствующего периода прошлого года. Просроченная задолженность по зарплате на 1 июля 2016 года составила 3,8 млрд. руб., увеличившись с начала года на 6,5 процента.

Курс доллара США к рублю в январе-июне текущего года составил в среднем 70,1 руб. за $1, что на 22,6 процента выше уровня в аналогичном периоде 2015 года. Курс доллара США к рублю в январе – июне текущего года на 10,7 процента превышает прогнозный уровень на 2016 год, учтенный в расчетах к федеральному бюджету.

Доходы федерального бюджета составили 5,9 трлн руб., или 42,7 процента утвержденного годового объема (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года доходы снизились на 11,4 процента). В общем объеме нефтегазовые доходы составили 2,1 трлн руб. (снижение на 29,2 процента), ненефтегазовые доходы – 3,8 трлн руб. (увеличение на 3,1 процента).

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 7,4 трлн руб., или 45,4 процента показателя сводной бюджетной росписи (по сравнению с аналогичным периодом 2015 года расходы снизились на 0,5 процента).

Дефицит федерального бюджета сложился в сумме 1,5 трлн руб. при утвержденном годовом дефиците в размере 2,4 трлн руб. Финансирование дефицита в основном обеспечено за счет использования средств Резервного фонда и размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации составили 6,2 млрд руб., или 18,6 процента планируемого годового объема. За аналогичный период 2015 г. поступления от приватизации – 1,4 млрд руб.

Объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 2,5 трлн руб., уменьшившись на 32,5 процента в связи с использованием средств Резервного фонда на финансирование дефицита бюджета и отрицательной курсовой разницей, образовавшейся в результате переоценки средств на счетах в Банке России.

Объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте составил 4,7 трлн руб., уменьшившись на 10,6 процента за счет отрицательной курсовой разницы от переоценки средств ФНБ и направления средств на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2015 г. Остатки средств на счетах ФНБ в иностранной валюте в Банке России по состоянию на 1 июля 2016 года составили 19,6 млрд долларов США, 20,8 млрд евро и 3,8 млрд фунтов стерлингов; на депозитах ГК «Внешэкономбанк» – 195 млрд руб. и 6,3 млрд долларов США. Кроме того, средства ФНБ размещены в долговые обязательства Украины – 3 млрд долларов США; в ценные бумаги российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов – 112,6 млрд руб. и 4,1 млрд долларов США; в привилегированные акции кредитных организаций – 279 млрд руб.; в субординированные депозиты в Банке ВТБ (ПАО), «Газпромбанк» (АО) в целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов – 164,4 млрд руб.

Государственный долг Российской Федерации уменьшился на 319,2 млрд руб., при этом государственный внешний долг Российской Федерации увеличился на 1,8 процента и составил $50,9 млрд.

Вывоз капитала из Российской Федерации за рубеж составил $10,5 млрд, что ниже показателя в аналогичном периоде 2015 года в 4,9 раза.

Выполнение антикризисного плана правительства РФ: по мониторингу Счетной палаты, из 120 мероприятий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году, 72 пункта подлежат выполнению в I-ом полугодии 2016 года в части принятия нормативных правовых актов и других документов. Из них 35 пунктов выполнено, 3 – выполнено частично, 30 – не выполнено (нормативные правовые акты не разработаны или не приняты в установленные сроки), 4 – находится в работе; в части выделения средств федерального бюджета и их использования: 2 пункта выполнено, 14 – выполнено частично, 22 – не выполнено.

Из 23 пунктов антикризисного плана, по которым объем и источник финансирования не определены, но подлежат выполнению в I-ом полугодии 2016 года, в части принятия нормативных правовых актов и других документов: 5 пунктов выполнено, 18 – не выполнено; в части выделения средств федерального бюджета и их использования: 8 пунктов выполнено частично, 15 – не выполнено.

Госдолг регионов составил 2 трлн 314 млрд 400 млн руб., снизившись с начала года на 4,1 млрд руб., или 0,2 процента. Расходы регионов на обслуживание государственного и муниципального долга составили 78 млрд руб., что на 10,1 процента выше показателя в аналогичном периоде 2015 года.

В структуре долговых обязательств регионов продолжает увеличиваться доля задолженности по бюджетным кредитам: с 34,9 процента на начало года до 45,6 процента на 1 июля 2016 года. Одновременно снижается удельный вес коммерческих кредитов: с 41,6 процента до 32,7 процента. По состоянию на 1 июля 2015 года доля задолженности по бюджетным кредитам составляла 36,9 процента, по коммерческим кредитам – 37,7 процента.

Полностью доклад здесь. Интересно, что в Аналитической записке есть раздел “Выводы и предложения”. Однако при просмотре данного раздела оказывается, что ни выводов, ни предложений в нем нет. То есть, ответов на вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” Счетная палата давать не стала.