Жизнь как фильм

Жизнь как фильм

В Нью-Йорке сняли полнометражный фильм о новосибирской рок-группе Hot Zex. Эта команда мастеров шугейза собралась в 1991 году, повзрослев, объехала мир с гастролями, а десять лет назад перестала выступать. Неизменным лидером и автором песен был Владимир Комаров – несколько лет он сотрудничал с газетой «Континент Сибирь» как журналист, позже перебрался в Москву, потом – в США. Кстати, вторую жизнь архивным записям Hot Zex подарил еще один эмигрант – японский саунд-инженер Атсуо Матсумото.

Группа Hot Zex в лучших традициях инди-музыки возникла в привилегированной новосибирской школе №10, где особое внимание уделяли изучению английского языка. Старшие школьники предпочитали постигать филологические границы, прислушиваясь к музыкальным образцам. В ход шел разнообразный звуковой материал, от Dead Kennedys и The Clash до Sonic Youth и My Bloody Valentine. А когда накапливаешь впечатления, неизбежно возникает соблазн повторить! Будущий фронтмен Владимир Комаров поначалу взялся обеспечивать ритм – на демозаписи «First» из четырех инструментальных композиций, сделанных на кассетный магнитофон «Нота МП 220С-1», он играет на барабанах. А вот на первом «официальном» альбоме Sugarbabes Комаров уже фигурирует в «классическом» статусе — вокал, гитара, ударные, программирование. Эта запись была сделана за одну ночь на четырехканальную кассетную портастудию и сведена Павлом Перетолчиным (ex-барабанщиком Nuclear Losь и «Гражданской обороны»). Следующая запись Velvety/Dual увидела свет в 1997 году – несмотря на верность шумовой эстетике на нем появилась «радиоформатная» песня «Planets». В октябре 2000 года «She Could Make Things Perfect» становится «песней месяца» на сайте немецкого лейбла Bouncing Corporation. В середине мая 2001 года в Японии выходит международный шугейз CD-сборник «Seven Winters», на котором Hot Zex представлены треком «Skylab Sounds». Песня попала на 9-е место в итоговом чарте американской радиостанции Voyage Beyond Radio — The 10 Best Indie Music From «The Michael Antony Show 2002». В том же году телеканал MTV Россия неоднократно ставил в эфир видео на песню «Feel the Light». С этого момента группа окончательно утрачивает региональный статус, а музыканты становятся звездами шугейза.

Следующие записи Hot Zex тиражировали международные звукозаписывающие компании, вроде токийского лейбла Chelsea Girl Records и лодонского Northern Star Records. К 2010-ому музыкантов развели другие проекты, но формально группу так никто и не распустил. К грядущему тридцатилетию Hot Zex обретет свою официальную видеоисторию, а «кустарные» записи, в том числе сделанные на любительской аппаратуре в Новосибирске, зазвучат «по-фирменному» благодаря вмешательству звукорежиссера Атсуо Матсумото. В этом причудливом коктейле из Новосибирска, Нью-Йорка и Осаки слишком много неизвестных ингредиентов – без шеф-повара ВЛАДИМИРА КОМАРОВА не разобраться. “Континент Сибирь» обратился к музыканту за разъяснениями.

— Владимир, я знаю, что Атсуо – не просто партнер, но и друг, с которым ты уже несколько лет справляешь свои дни рождения, как-никак вы родились в один день с разницей в шесть лет. Как возник этот тандем двух новоиспеченных американцев?
— Атсуо родом из Осаки, где играл в разных независимых группах и мечтал, что уедет в США, выучится на звукорежессера и устроится работать на крутую студию. Ради исполнения красивой мечты пришлось работать в две смены на фабрике, чтобы скопить деньги. И вот, в январе 2007-го он высадился в Нью-Йорке, поступил в Institute of Audio Research и устроился на легендарную Stratosphere Sound Recording Studios в качестве стажера. В его обязанности входило заваривать кофе, бегать за пивом, мыть пол и вызывать такси Кортни Лав (и другим звездам). Это нормально — все с этого начинают.

— Похоже, Атсуо оказался прилежным стажером-аналитиком?!
— Точно! Он тщательно конспектировал расстановку всех микрофонов и позиции ручек на микшерском пульте на каждой сессии. Однажды его тетрадка попалась на глаза одному из трех совладельцев Stratosphere Энди Чейзу (остальные двое: гитарист Smashing Pumpkins Джеймс Иха, и коллега Чейза по группе Ivy Адам Слесенджер, к сожалению ставший одной из первых жертв коронавируса —  умер 1-го Апреля в пригороде Нью-Йорка). Так вот, Энди тетрадка впечатлила, и он предложил Атсуо место ассистента звукорежиссера. Позже Атсуо стал полноценным звукорежиссером, за 6 лет, проведенных на студии, поработал со многими топовыми артистами и продюсерами, среди которых Flood, Alex Newport, Yeah Yeah Yeah’s, Block Party, Fountains of Wayne, The Pains of Being Pure at Heart, Fiona Apple, Steven Van Zandt…

Жизнь как фильм— Догадываюсь, что на этой легендарной студии вы и встретились?
— Я давно мечтал попасть на Stratosphere — куча пластинок, от которых я сходил с ума, были записаны именно там. Помню, когда я приехал первый раз в Нью-Йорк как турист, пошел искать студию. Но не смог найти — слишком хитро она была замаскирована.

— Пришлось вернуться к идее уже после переселения в Большое Яблоко?
— Буквально через несколько месяцев жизни в Нью-Йорке, летом 2011-ого, я набрался смелости и забукировал Strato на одну смену для записи своего проекта. В назначенный день и час (суббота, 9 утра) я был на месте. Дверь открыл вежливый молодой японец, предложил кофе и попросил подождать запаздывающего звукорежиссера. Я подождал полчаса, потом еще 30 минут, потом еще столько же. И тут выяснилось, что звукарь не придет — он «неважно себя чувствует». Вежливого японца звали Атсуо, он искренне переживал, предложил свои услуги (и хорошую скидку в счет неудобства). Ничего не оставалось как согласиться, о чем я ни секунды не пожалел. У меня богатый студийный опыт, есть свои предпочтения — и то, что я увидел и услышал в работе c Атсуо отвечало им на 100%!!! Это была редкая удача — с любым звукорежиссером требуется определенное время, чтобы притереться, сработаться. С Атсуо мы заговорили на одном языке с первой минуты.

— Со временем вы составили дуэт The Dayoffs?
— После той сессии мы продолжили сотрудничество, которое перетекло в настоящую дружбу. Я привлекал его ко многим работам, которые получал как саунд-продюсер. Позже мы начали сочинять и записывать собственную музыку под именем The Dayoffs — в названии заключена ирония над ситуацией, что каждый раз, когда мы встречаемся с Атсуо в студии, мы работаем над музыкой других людей, а на свою — не хватает времени, и мы можем урвать момент только на «выходных».

— Логично было пригласить его и на «реанимирование» записей ранних Hot Zex. В кассетном low-fi есть где развернуться талантливому звукорежиссеру. А как срослось с командой российского фильма-драмы Алексея Федорченко «Война Анны»? На ней ведь Атсуо тоже отвечал за звук?
— Нам предложили создать оригинальный саундтрек к этому фильму. Монтажер фильма Павел Ханютин знал нас по предыдущим работами и посоветовал продюсерам фильма. Они искали нетривиальное звуковое решение, которое мы смогли предложить. Спустя нескольких недель домашней подготовки и 5-ти студийных сессий в одной из бруклинских студий мы получили готовый саундтрек. Это была работа-мечта: никакого давления со стороны кинопродюсеров! После первой сессии у нас состоялся короткий телефонный разговор, в  котором они выразили удовольствие результатом и надежду, что мы сможем добиться еще более леденящего кровь звука. Слышать такое было удивительно — обычно кинопродюсеры хотят, чтобы было «красиво», либо ставят абсолютно невыполнимые задачи. Итак, мы были полностью независимы — даже в студии за нами не приглядывали — Атсуо режессировал всю запись самостоятельно. А я большую часть времени проводил за роялем или другими инструментами. Порой, после того, как кнопка Rec была нажата, Атсуо присоединялся ко мне и мы импровизировали вдвоем. Полная самостоятельность позволила нам «докрутить тему до конца». В результате продюсеры получили саундтрек, который отлично вписался в фильм, а мы номинацию Ники в категории «Лучшая музыка к фильму». Вот так и должна делаться киномузыка – запишите это во все учебники! (смеется).

— Возвращаясь к документалке о Hot Zex – чего вы ждете от этого проекта?
— Это очень интересный проект, который развивался и рос как бы сам по себе. Ведь все начиналось с идеи снять 15-ти минутный ролик для YouTube, посвящённый переизданию всего каталога Hot Zex на физических носителях (винил, компакт-кассеты и компакт-диски). Сценария не было, понимания, куда это нас приведёт – тоже. Но достаточно быстро стало понятно, что предстоит сложная работа по сведению звука – ведь в фильм попала масса концертных сьёмок и интервью, записанных в разное время, и далеко не всегда достаточно качественно. В общем, стало понятно, что без Атсуо в качестве звукорежиссёра тут не разобраться. До этого он помог реанимировать большую часть аудио-архива Hot Zex, и надо сказать, что с фильмом он проделал просто фантастическую работу! Так получилось, что над документалкой работала маленькая интернациональная команда – часть интервью были отсняты в Лондоне, анимация в Гамбурге, монтаж в Москве. В итоге получилось часовое кино, достаточно ироничное, где не только «про группу, как живой организм» но и вообще «про сцену», «взаимоотношения» и «то время». И вообще, мне сейчас кажется, что это не мы снимали фильм, а он каким-то образом руководил нами. Благодаря нему мы реанимировали многие интересные архивы, восстановили давно прерванные связи, научились новому. Так что посмотрим… Скажу точно — я хочу привезти фильм в Новосибирск при первой же возможности! Надеюсь, землякам он понравится – по крайней мере, вся наша кино-команда и приглашённые звезды, снявшиеся в фильме, которых я пока не могу называть, в полном восторге!

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.