Пн. Май 20th, 2024

Как медийная активность российских партий может повлиять на их шансы пройти в Госдуму

Единый день голосования 13 сентября считается у экспертов неофициальной датой начала предвыборной гонки за депутатские кресла в Госдуме VIII созыва. После выборов в парламенты субъектов РФ окончательно сформируются партийные списки, а сами партии завершат текущие кампании и смогут готовиться к следующим. По мнению экспертов, активность участников предвыборной гонки в информационном пространстве является ключевым фактором успешности их кампаний. “Центр политконъюнктуры” проанализировал текущую активность основных партий в СМИ и определил их стартовые медийные позиции.

Аналитики Центра уверены, что интернет-СМИ в кампании 2021 года будут играть гораздо более важную роль, чем на выборах 2016 года. Так, по данным ФОМ, в 2016 году 61% опрошенных почти ежедневно смотрел телевизор, но в 2019 году таковых стало на 9% меньше. В 2019 году 20% респондентов заявили, что качество новостей на телевидении ухудшилось. По данным проведённого в текущем августе опроса, аудитории сетевых и традиционных СМИ сравнялись. В связи с этим, есть основания полагать, что в 2021 году сетевые каналы окончательно опередят традиционные.

Как медийная активность российских партий может повлиять на их шансы пройти в Госдуму

Наиболее вероятные партии-претенденты

Согласно информации Министерства юстиции РФ, в стране насчитывается 42 партии. Однако большинство из них не проявляют заметной активности и вряд ли примут участие в выборах 2021 года. На данный момент участвовать в выборах без дополнительного сбора подписей вправе 13 партий:

  • «Единая Россия»
  • КПРФ
  • ЛДПР
  • «Справедливая Россия»
  • «Яблоко»
  • Партия «Родина»
  • «Партия Роста»
  • Российская экологическая партия «Зеленые»
  • «Патриоты России»
  • Коммунистическая партия Коммунисты России
  • «Гражданская платформа»
  • «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость»
  • Коммунистическая партия социальной справедливости
  • Как медийная активность российских партий может повлиять на их шансы пройти в Госдуму

    Из исследования не ясно, какие СМИ были включены в мониторинг.

    Парламентские партии, как обычно, лидируют

    По данным Медиалогии, в июле чаще всего в СМИ упоминались: «Единая Россия» (более 38 тысяч упоминаний), ЛДПР (свыше 16,4 тысяч), КПРФ (почти 13,5 тысяч) и «Справедливая Россия» (более 6,2 тысяч). В аутсайдерах: «Зеленые» (210 упоминаний), «Российскую партию пенсионеров за социальную справедливость» (214 упоминаний) и КПСС (391 упоминание).

    Характер публикаций

    Журналисты, в основном, пишут о партиях в нейтральном ключе. Негативные публикации касались, как правило, часто упоминаемых партий. Эти же партии чаще упоминаются и в позитивном ключе. Эксперты связывают это с уровнем медийности партии – чем медийнее, тем больше оценочных суждений о них, как положительного, так и отрицательного характера.

    Как медийная активность российских партий может повлиять на их шансы пройти в Госдуму

    Качество источников

    Аналитики “Центра” также указывают, что важно не только количество публикаций, но также охват и авторитетность источников. Сотня упоминаний в небольших изданиях может дать меньший эффект, чем 10 публикаций в крупных федеральных СМИ.

     

    Топ партийных СМИ
    Infogram

    Медиалогия отмечает, что официальный сайт ЕР сам по себе обладает серьёзными весом и влиянием.

    Ситуация в Алтайском крае

    По представленности в Алтайском крае, как и по всей стране, лидирует «Единая Россия» (379 упоминаний). Менее представлена КПРФ (145 упоминаний). Край также входит в число тех регионов, где наиболее часто пишут про «Справедливую Россию» (129 упоминаний). Реже всего освещается деятельность ЛДПР (99 упоминаний). Непарламентские партии в исследовании не представлены.

    Из представленных выше данных аналитики “Центра политконъюнктуры” делают следующие выводы:

    • «Единая Россия» явно доминирует в медиапространстве – количество её упоминаний почти равно совокупному числу упоминаний всех прочих партий.
    • Непарламентские партии пока не развили медийную активность, поэтому уступают парламентским партиям, деятельность которых освещается шире в силу их статуса.
    • Ряд партий в некоторых регионах вообще не представлен в СМИ – это значительно снижает их шансы на прохождение пятипроцентного барьера.
    • Заметные инфоповоды отсутствуют – малые партии не генерируют событий, которые привлекли бы внимание федеральных изданий, а парламентские партии освещаются крупными СМИ в контексте их текущей деятельности в Госдуме.
    • В целом, партии реагируют на повестку, а не формируют ее.

    Перечисленные тенденции характерны, в том числе, и для Алтайского края.