Пт. Май 17th, 2024

Михаил Фокин – о пикете у здания краевой администрации и перспективах личного банкротства

Долг Михаила Фокина перед Сбербанком составляет более 288 млн рублей

О проведении серии пикетов пострадавших от застройщика семей у стен краевой администрации глава Союза строителей и инвесторов Сибири и бывший гендиректор концерна «Алтайкоксохимстрой» Михаил Фокин, по его словам, узнал от СМИ. 5 августа он рассказал “Капиталисту” о причинах сложившейся ситуации.

Накануне в барнаульских СМИ появилась информация о том, что к зданию администрации Алтайского края вышли с плакатами несколько семей, чтобы привлечь внимание властей к своей беде. Пострадавшие семьи опасаются, что их выселят из купленных ими квартир из-за банкротства застройщика, концерна «Алтайкоксохимстрой». Почему так действительно может произойти, и кто в этом виноват, попытался объяснить Михаил Фокин.

Проблемы у собственников жилья возникли потому, что их квартиры по-прежнему находятся в залоге у Сбербанка, несмотря на то, что плата за них на сегодня полностью внесена. А банк заинтересован в том, чтобы взять с обанкроченного «Алтайкоксохимстроя» все, что только можно в счет погашения его задолженности перед банком. По словам Михаила Фокина, в создании ситуации, из которой теперь будет очень сложно выбраться, виноват конкурсный управляющий, который должен был вывести эти девять квартир из конкурсной массы. Фактически они все оплачены: часть – самими жильцами, часть – концерном, так как в них живут семьи работников предприятия. Квартиры были предоставлены им в рассрочку. Когда над «Алтайкоксохимстроем» нависла угроза банкротства, он оплатил банку оставшуюся за эти квартиры сумму, чтобы у людей не возникло проблем. Далее эти квартиры должны были быть выведены из залога на заседании конкурсной комиссии. Но по каким-то причинам этого сделано не было. Видимо, потому, что уже стоял вопрос о банкротстве концерна, и было не до таких «мелочей». По словам Михаила Фокина, «Алтайкоксохимстрой» строил жилье по схеме инвестиционного займа, отличной от долевого строительства. Другим словами, строили на банковский кредит, а не на средства дольщиков. И продавали квартиры только после ввода дома в эксплуатацию. Плату за жилье покупатели вносили непосредственно в банк. По словам Фокина, он не хотел связываться с долевым строительством, чтобы не подвергать дольщиков риску. Схема «сначала построил – потом продал» казалась строителю правильной и честной. До кризиса 2008 года по такой схеме работали многие застройщики.

Но такой подход и стал одной из причин банкротства предприятия. В кризис и в посткризисный период квартиры продавались не так хорошо, как на это рассчитывала компания, строящая на заемные средства, взятые под проценты. От необходимости погашать кредит никто не освобождал. Михаил Фокин особо подчеркнул, что концерн свои обязательства выполнил полностью – построил жилья более чем на 1 млрд рублей, качественно и в установленные сроки.
Оказавшиеся без своего жилья покупатели не ограничились пикетом. Наиболее активные из них ездили в Новосибирск в Сибирское отделение Сбербанка. Но пока ситуация не сдвинулась с мертвой точки. По закону, банк может выставить на продажу проблемные квартиры. Так как, напомним, формально они не выведены из залоговой массы. Пострадавшие семьи оказались заложниками странной ситуации, когда они – без вины выноваты. Очередное рассмотрение дела в суде состоится в конце августа.

Также Михаил Фокин прокомментировал «Капиталисту» недавнюю информацию о судебном иске Сбербанка о признании его персонально банкротом. Сумма претензий к нему – более 270 млн рублей. Столько, очевидно, банк недобрал после распродажи всего имущества концерна «Алтайкоксохимстрой» в счет погашения долгов. Видно, признание руководителя компании-банкрота личным банкротом – единственное, что осталось по законодательству. В случае, если суд таки признает Фокина банкротом, ему будет запрещено возглавлять коммерческие организации в течение трех лет. Как показывает практика аналогичных дел, со временем долг, скорее всего, будет списан.
На сегодня концерна «Алтайкоксохимстрой» не существует. Среди главных причин, доведших успешное предприятие до банкротства, Михаил Фокин назвал практику неоплаты госзаказчиками выполненных строителями заказов. Госзаказчики недоплатили «Алтайкоксохимстрою» в итоге огромную сумму – 230 млн рублей. Вторая причина – резкий рост цен на стройматериалы и другие ресурсы (особенно в период экономического кризиса), который в контрактах не учитывается. Выиграл аукцион – построй, а насколько подорожали стройматериалы, заказчика не интересует.

В заключение глава Союза строителей и инвесторов Сибири Михаил Фокин дал прогноз на развитие ситуации в сфере жилищного строительства в крае. Если коротко – никакого развития нет. «Остановились везде продажи», – сказал Фокин.