Чт. Май 9th, 2024

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия

8 сентября музей Барнаульского ВРЗ после некоторого простоя принял первых гостей. Ими стали ветераны предприятия, отработавшие здесь не по одному десятку лет. Экскурсию провел новый руководитель музея Владимир Базаров. Он рассказал обо всех этапах становления и развития ведущего промпредприятия края, о людях, которые стояли у истоков зарождения, о былых и нынешних достижениях.

Фото: Лариса Селезнева

Пять залов — пять эпох

Пространство музея разграничено пятью залами. В первом установлен макет площадки завода, а это более 72 тысяч квадратных метров производственных зданий. С историей можно ознакомиться на информационном стенде, где опубликована подробная информация от начала зарождения предприятия, которое происходило в 1913 году, до его современности. Здесь же размещены фотографии руководителей разных периодов. С некоторыми из них участникам экскурсии довелось поработать, биографию директоров более раннего периода они узнали от Владимира Базарова.

Во втором зале установлен рабочий стол, шкаф и кресло, которые сохранились еще со времен руководства первого директора предприятия Михаила Ивановича Бережевского. В 1913 году он возглавил главные железнодорожные мастерские, а ставший в последствии вагоноремонтным заводом.

«Рабочим завода пришлось изрядно потрудиться, чтобы восстановить эти экспонаты, но они сделали все на совесть, сохранив исторический облик. Вот только корпус телефона не выдержал испытания времени, его заменили с металлического на деревянный, создав точную копию», — пояснил экскурсовод.

Необходимость строительства железнодорожных мастерских в Барнауле возникла в 1913 году, когда стали проводить дорогу Новониколаевск-Семипалатинск. В Барнауле запустили вагоноремонтное предприятие в эксплуатацию в 1917 году. Но дальнейшему становлению и развитию помешала гражданская война. В 1918 году в город вошли белогвардейцы, устроив расправу, в том числе и над митингующими заводчанами.

«Начались аресты, расправы. Я недавно нашел интересный исторический факт того времени. Директор мастерских Михаил Иванович, чтобы спасти своих сотрудников издал указ об увольнении неблагонадежных, вывесив списки на информационной доске. Люди, увидев свои фамилии, успели покинуть город и тем самым спасли себе жизнь», — поделился Владимир Иванович.

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия Руководитель музея Владимир Базаров. Фото: Лариса Селезнева

С верой в будущее

Годы революции серьезно потрепали страну, пострадал и железнодорожный транспорт. В 1924 году началась реорганизация барнаульских мастерских. В 1926 году предприятие переименовано в Барнаульский вагоноремонтный завод, специализирующийся на капитальном ремонте грузовых магистральных вагонов практически всех типов. Для модернизации производственного процесса назначен новый руководитель Александр Тимофеевич Новожилов.

«Под его руководством многое изменилось на предприятии. Оно стало мощнейшим в своей отрасли, в том числе благодаря собственной системе подготовки кадров. С 1924 года работало фабрично-заводское училище (ФЗУ). Учащихся зачисляли в штат мастерских, выпускникам доверяли сложные работы, ставили на руководящие должности. С 1933 года учебную сеть завода объединили в комбинат подготовки кадров. До начала Великой Отечественной войны его выпускниками стали более четырех тысяч человек. На заводе активно развивалось движение стахановцев», — продолжает экскурсию лектор.

Вырезка из газеты «Гудок

«Спрашивается, что дороже пар или здоровье рабочего? Рабочие завода требуют от треугольника электроцеха превратить купальню в действительную рабочую здравницу».

«Прошло полгода, а вопрос так и не решен. То машина не едет, то ее просто нет. Пора покончить с волокитой и дать в здравпункт лошадь с кучером, в особенности в ночное время».

В этот период активно развивалось не только предприятие, но социальная сеть микрорайона, где оно располагается и по сегодняшний день. Строились жилые дома, школы, дом культуры, стадион. Дети рабочих имели возможность отдыхать в пионерском лагере, сотрудники — получать медицинскую помощь в заводской поликлинике и заниматься в спортивном клубе «Локомотив».

И снова в бой

Но Великая Отечественная война вновь спутала все планы. На фронт ушло более 1200 тружеников завода. Назад вернулось 383. Многие с орденами и медалями. Героями Советского Союза стали Григорий Михайлович Левин и Антон Васильевич Петров, полным кавалером ордена — Николай Васильевич Ведерников. Первым звания Героя Социалистического Труда удостоен начальник механического цеха Федосий Иванович Львов. Их портреты также хранятся на стенде в музее вагоноремонтного завода.

В тыловых условиях заводчане должны были в короткие сроки перестроить производство на военный лад — производство боеприпасов, ремонт и изготовление бронепоездов. За успешное выполнение коллективом фронтового задания в ноябре 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР завод награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1944 году — памятным Знаменем Государственного Комитета Обороны.

«Мне так приятно видеть эти лица, — глядя на фотографии фронтовиков, говорит ветеран завода Наталья Питахина. — Когда еще совсем девчонкой пришла работать на ВРЗ, они были моими наставниками, учителями. Во всем помогали, подсказывали. Дорогого стоит, что память о них сохранили и передадут подрастающему поколению».

Когда-то, еще работая в ВРЗ в отделе по подготовке кадров, она сама проводила экскурсии по музею, в том числе для школьников близлежащих учебных заведений. Тем не менее, признается, что сегодня узнала немало нового из истории предприятия, где отработала четыре десятка лет. Например, впервые увидела музыкальную книгу, которую заводчанам подарили в честь Великой Победы.

Еще один выставочный зал посвящен перестроечным и постперестроечным временам. Тогда, как и другим промышленным предприятиям, заводу пришлось справляться с экономическим кризисом. Но БВРЗ достойно прошел испытания, сохранив мощности, а главное трудоспособный коллектив.

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия Фото: Лариса Селезнева

На перспективу

Пятый зал посвящен современному этапу развития. Владимир Иванович на входе предупреждает, что это помещение пока в стадии наполнения экспонатами. Первый стенд посвящен династиям заводчан, которыми славится БВРЗ. Представитель одной из них Раиса Алексеевна Цивцина, бывшая сотрудница завода, а ныне председатель Совета ветеранов.

«Здесь работал мой свекр, муж, я, теперь трудятся дети. И я рада, что они связали свою жизнь с Барнаульским ВРЗ. Есть стабильность, достойная заработная плата, социальная защищенность, корпоративный дух, который передается из поколения в поколение. Вот и музей хранит историю предприятия, а это очень важно для нашей молодежи», — считает Раиса Алексеевна.

В зале современности также хранят награды и благодарственные письма, которыми в разные годы был награжден Барнаульский вагоноремонтный завод. Здесь же кубки и медали за спортивные достижения заводских спортсменов.

«Стеллаж установили большой, но все награды в него не вошли, часть осталась еще на складе. Выставили самые достойные», — поясняет Владимир Иванович.

Здесь же в качестве экспонатов макеты современных железнодорожных вагонов, которые выпускает ВРЗ. В их числе хоппер, предназначенный для перевозки грузов разной насыпной мощности. Директор музея заверил, что коллекция зала будет пополняться. В первую очередь он планирует сделать фотовыставку лучших сотрудников, которые сейчас трудятся на предприятии.

«Понимаю, что молодое поколение знает не всех ветеранов, которые стояли у истоков становления, развития завода. Их имена и биографии им важно помнить. Но придя в музей и увидев здесь фотографию своего мастера, уверен, молодым сотрудникам будет приятно и они будут гордиться своим наставником», — считает Владимир Базаров.

После экскурсии по музею ветеранов ждало чаепитие. За чашкой чая со сладостями они вспоминали годы работы на заводе. Как выезжали на прополку свеклы, участвовали в художественной самодеятельности, отдыхали на природе. Каждый подчеркнул, что нужно и сейчас чаще встречаться, общаться, поддерживать друг друга.

Владимир Иванович заверил, что всегда будет рад видеть бывших заводчан у себя в музее, радовать их новыми экспонатами, которыми пополняют в том числе и ветераны предприятия, принося архивные фото, документы. Также он подчеркнул, что руководство ВРЗ поддерживает музейную деятельность, предоставляя все необходимое, чтобы экскурсии были интересными, наглядными, как для людей старшего поколения, так и молодежи, детям. К слову, следующими посетителями станут воспитанники детского сада, возможно, кто-то из них проникнется историей и, повзрослев, придет работать на завод.

Никто не забыт, ничто не забыто: на Барнаульском вагоноремонтном заводе возобновил работу музей предприятия Фото: Лариса Селезнева

И еще о современности

Барнаульский вагоноремонтный завод сегодня — одно из крупных предприятий отрасли в стране. Его оснащенность позволяет проводить капитальный ремонт не менее трех тысяч вагонов и выпускать не менее трех с половиной тысяч новых в год.

В их числе полувагоны, вагоны-хопперы (зерно- и минераловозы). В декабре 2019 года Барнаульский ВРЗ получил сертификат на производство вагона-платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-644. В 2020 году заключил соглашение с Министерством промышленности и энергетики Алтайского края о реализации инвестиционного проекта «Вагон-платформа модели 13-644». Общая его стоимость составила более 87,5 млн. рублей, объем государственной поддержки превысил 2,5 млн рублей. Барнаульский вагоноремонтный завод постоянно прорабатывает варианты заказов на изготовление новых вагонов, осваивает новые рынки сбыта, ведет, в том числе экспортные поставки. В основе же всего стоит коллектив предприятия, который, как и в прежние, бывало не простые годы, работает слаженно, выполняя общую задачу.

«Мы поставили для себя задачу не просто провести капительный ремонт здания, но и обеспечить полную реставрацию экспонатов музея. Работа проведена очень кропотливая, и я рад, что сегодня мы открываем двери нашего музея для всех желающих. Уверен, он станет культурной точкой притяжение нашего города», — подчеркнул во время открытия музейного пространства первый вице-президент по общим вопросам Группы компаний ТАЛТЭК, в которую входит Барнаульский ВРЗ Сергей Кочеринский, выступивший инициатором музейной реновации.

Дорогие коллеги, искренне поздравляю вас с профессиональным праздником — Днем машиностроителя!

Машиностроение одна из важных отраслей российской экономики. К тому же от ее развития напрямую зависит стратегическая безопасность и стабильность страны. Мы всегда стремимся внедрять новейшие разработки, наукоемкие технологии, повышать квалификацию своего персонала. Важный момент, что машиностроители бережно хранят и приумножают лучшие традиции многих поколений, что позволяет нам не останавливаться на достигнутом, обновлять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Благодарю вас за самоотверженный труд, выражаю признательность за преданность делу, которому вы посвятили свою жизнь. Желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия и новых успехов.

Генеральный директор АО «Барнаульский ВРЗ» Алексей Владимирович Кунгурцев.

Уважаемые коллеги

«ТАЛТЭК ведет свою историю с 1998 года. Бизнес начинался как угольный трейдер, а спустя 20 лет он преобразовался диверсифицированный холдинг с активами в угледобывающей, вагоностроительной и логистической отраслях.

Машиностроительная отрасль, представленная Барнаульским вагоноремонтным заводом, расположенном в столице Алтайского края, дает новый импульс Группе компаний. Хочу в преддверии профессионального праздника поблагодарить наших машиностроителей за вклад в развитие экономики вашего региона и страны в целом, за безопасное и бесперебойное движение железнодорожного транспорта. Ваше предприятие за свою историю пережило не одно испытание, с каждым из них коллектив ВРЗ справлялся успешно. Уверен, и в дальнейшем мы будем идти только вперед. Желаю профессиональных достижений, стабильной экономики и, конечной семейного счастья и здоровья.

Председатель совета директоров Группы компаний ТАЛТЭК Юрий Сергеевич Кочеринский.

brl.mk.ru