Пт. Май 10th, 2024

“Провалы и завалы”: как борются с неизлечимыми заболеваниями на Алтае и в Сибири

"Провалы и завалы": как борются с неизлечимыми заболеваниями на Алтае и в Сибири

В мае 2023 года в паллиативной службе Сибирского федерального округа сменился руководитель. Министр здравоохранения России Михаил Мурашко поручил возглавить эту отрасль Виктору Павлишинцу. До этого он пять лет курировал паллиативную службу Алтайского края, а с 2019 года руководил выездным патронажным отделением краевого онкодиспансера. Где “болит” у паллиативной службы Сибири и какие новые стандарты предстоит внедрить в свою работу профильным специалистам, Виктор Павлишинец рассказал в интервью amic.ru.

Паллиативная помощь – отрасль медицины, которая занимается лечением терминальных (неизлечимых) стадий заболеваний. Основная задача паллиативной помощи – обеспечить достойное и комфортное окончание жизни пациента."Провалы и завалы": как борются с неизлечимыми заболеваниями на Алтае и в Сибири

Кто-то лучше, кто-то хуже

– Виктор Михайлович, паллиативная отрасль – одна из самых сложных в медицине. Вас можно поздравить с новым назначением или стоит, скорее, посочувствовать?

– Если раньше я занимал должность главного внештатного специалиста паллиативной службы одного региона, то сейчас у меня в 10 раз больше ответственности. Сомнительный повод для радости, но и оснований для сочувствия я тоже не вижу. Еще лет 10 – 15 назад неизлечимо больные пациенты находились на обочине медицины. Не было ни законодательной базы, ни адекватных лекарств, ни нужных специалистов – ничего! Из-за недостаточного количества обезболивающих препаратов, страха уголовного преследования врачи остерегались выписывать опиоиды – без должного обезболивания люди на исходе жизни терпели невыносимые физические муки и моральные унижения. Когда по стране прогремела волна суицидов, в том числе весьма высокопоставленных лиц, паллиативной медициной стали заниматься. За эти годы в отрасли произошел настоящий прорыв.

Безусловно, паллиативная служба каждого из регионов Сибири имеет свои особенности: кто-то в чем-то лучше, кто-то – хуже. Но в таком тесном взаимодействии я вижу только пользу: можно брать успешные кейсы и транслировать на всю службу целиком.

Например, Алтайский край – одна из немногих территорий России, где проводятся телемедицинские консультации в паллиативе, даже в Москве пока нет такого опыта. А ведь именно в паллиативной службе, которая имеет дело по большей части с маломобильными пациентами, телемедицина имеет большое значение. В случае острой ситуации, не всегда вовремя доедешь, а дистанционное консультирование позволяет решать большую часть вопросов.  

– За что возьметесь в первую очередь? Уже наметили себе какой-то план?

amic.ru