Пт. Апр 26th, 2024

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал

17−18 декабря в Ярославской области прошел самый массовый зимний забег в России — Mad Fox Ultra. В этом году участники, сумевшие пересечь финишную черту, называют его не иначе как ужасом и настоящим страданием. Среди тех, кто преодолел самую длинную дистанцию в 100 миль (165 км) был житель Алтайского края Артем Иванов. Altapress.ru задал ему пять простых (не беговых) вопросов, чтобы понять, как к такому можно подготовиться и, главное, зачем все это надо.

Артем Иванов на гонке в Ярославской области. Из личного архива Артема Иванова

Вопрос № 1. Что такое Mad Fox Ultra?

Ночь. Нетронутый хвойный лес укутан снегом. В отсвете налобных фонариков он весь аж искрится волшебством. Все как в известной сказке «Морозко» — посеребренные елочки, тишина и звенящая красота, завораживающая душу. В день, когда больше 200 отчаянных бегунов, должны были пройти это прекрасное место, снега здесь выпало по пояс.

Mad Fox Ultra — гонка, как не посмотри, уникальная. Проходит она в последний месяц года, когда беговой сезон у многих давно на излете. Соревнование собирает 2,5 тыс. участников не только из России, но из разных концов мира.

Стартуют они в древнем городе Переславль-Залесский и бегут через леса, пересекают замерзшие (или не замерзшие) броды, видят музеи под открытым небом, заброшенные капища, храмы, древние места, где когда-то родился князь Александр Невский.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

Дистанции разные: для новичков есть 10 и 20 км, для бегунов уже опытных — 40 км. Для сильных и мегавыносливых — 50 и 100 миль (90 и 165 км).

Самую сложную и длительную дистанцию еще называют Valhalla Race. В древней скандинавской мифологии Вальхалла — таинственный загробный чертог, куда попадают самые смелые герои и где они продолжают путь воина. В этом году «путь воина» покорился далеко не всем.

Mad Fox Ultra — это всегда неожиданные условия. Год назад, когда прямо перед гонкой Ярославскую область накрыла декабрьская оттепель, превратившая снежную трассу в сплошное месиво, все думали, что хуже быть не может. Может.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

В этом году небывалый снегопад и сугробы по пояс «вырубали» бегунов пачками. Даже тех, кто свято верил в свои силы.

Вопрос № 2. Как к такому можно подготовиться?

После 60 км Valhalla Race Артем Иванов оказался на извилистой дороге. В Ярославской области она соединяет два маленьких села. Трафик небольшой — за час проезжает одна-две машины, не больше.

Бывалые говорили, что именно на этом участке бегуну можно перевести дух и прибавить скорости. Но сильно прибавить Артему не удавалось — обледеневшая дорога покрылась снежной кашей, а бег дико уставшим ногам давался с трудом. В тяжелый момент Артем решил сменить тактику и больше не спешить. Иначе вся длительная подготовка пойдет прахом.

Наш герой — не спортсмен-профессионал, на олимпиады не отбирался. Еще четыре года назад директор инвестиционно-строительной компании «Русич» Артем Иванов жил обычной размеренной жизнью.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Артем Иванов на гонке в Ярославской области. Из личного архива Артема Иванова

Между ответственной работой и любимой семьей порой находил время, чтобы пройтись немного на лыжах по Трассе здоровья, и то изредка. Лишний вес, как и многие, списывал на ширину кости.

Первым серьезным испытание в 2018 году стал марафон «Мария-Ра» в Алтайском. Специальной подготовки на тот момент не было — 50 км по пригоркам обернулись болью и страданиями. Надо было что-то менять.

Судьба привела его в школу Yolochka. Даже без четкой системности результаты все равно появлялись — лыжная техника начала улучшаться, кость оказалась не такая и широкой.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Карта Valhalla Race. goldenultra.ru/madfox/

А дальше старты начали сыпаться как из рога изобилия — с десяток лыжных и веломарафонов, трейлы, один из престижнейших в России беговых марафонов в Москве, полная «железная» дистанция триатлона.

А в 2021 году Артем первым среди алтайских спортсменов-любителей преодолел «стомильник» в Карелии. Правда, дело тогда было осенью.

К зимней и суровой Valhalla Race бегун готовился по-особому. В конце ноября, например, когда Барнаул накрыли сильнейшие морозы, все равно выходил бегать. 40 с лишним километров в -35 градусов хоть и давались тяжелее обычного, зато закаляли характер.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail Артем Иванов,
спортсмен, директор инвестиционно-строительной компании «Русич»:

Ультрамарафоны — за гранью физических сил. Здесь очень многое упирается в психологию. Именно такие дистанции помогают укрепить внутренний «стержень». Преодолевая себя, ты закаляешься, становясь сильнее и стрессоустойчивее, и это переносится на другие сферы жизни. Это к вопросу, зачем мне лично нужны подобные гонки.

Человека «с дивана» просто так на стомильник Valhalla Race не попадет. Есть условие: за два предыдущих года у претендента должно быть как минимум две успешные гонки на 100 и более километров. Также принимается полный Ironman в зачет одного из ультрамарфонов.

Документы у Артема Иванова сначала долго проверяли, потом повторно запросили протоколы и лишь в последний момент ответили: «Приезжайте».

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Артем Иванов на гонке в Ярославской области. Из личного архива Артема Иванова

Вопрос № 3. Можно ли сойти с дистанции?

112-й км Valhalla Race для многих как свет в конце тоннеля — в теплой палатке можно снять мокрые вещи, переодеться в сухое и нормально поесть. Здесь же постоянно дежурят медики и автобус, отвозящий тех, кто решил сойти.

На «заброске» можно увидеть всякое. Бегуны говорят, что самое страшное — это «колотун», когда тело после долгого переохлаждения не может согреться, и человека жутко трясет. Продолжать движение в таком состоянии не то что не возможно — опасно.

Накрыл «колотун» и одного из лидеров Алексея Береснева. Он с самого старта шел впереди, прокладывая путь через снежные преграды всем остальным, пытался ускоряться. А когда оказался в сугробах по пояс, видимо, замедлился и сильно промерз. На 112-м км он и остановился.

В общей сложности на Valhalla Race было зарегистрировано около 250 человек, но стартовали не все. Кто-то заболел и вообще не смог приехать в Переславль-Залесский, кто-то, глядя на ухудшающуюся погоду, сразу решил не рисковать.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Артем Иванов на гонке в Ярославской области. Из личного архива Артема Иванова

Артем Иванов еще до начала гонки для себя определился: если и придется сходить с дистанции, то только из-за травмы. Все остальные причины не принимаются.

При этом на протяжении всей дистанции надо было укладываться в контрольное время. Например, первые 21 км по заснеженным полям преодолеть за 3 часа 20 минут. Не успел — снимаешься с дистанции.

Пометка «не финишировал» (DNF) в электронном протоколе в какой-то момент появилась и у Артема. Позже выяснилось, это была ошибка. С гонки он не сошел, а по итогу оказался 25-м из 43, сумевших добраться до финиша. Почти 200 бегунов сделать это не смогли.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

Вопрос № 4. Что надо одеть и взять с собой?

После сотого километра гонки Артем Иванов покрылся льдом. Куртка промокла и на морозе буквально встала колом, замок предательски отказывался расстегиваться. Руки леденели. Чтобы достать воду из жилета внутри, приходилось яростно дергать «язычок» молнии. Еще чуть-чуть и он мог рассыпаться.

Так пришлось добираться до заброски.

Всего на 165 км маршрута их две — в теплых палатках у бегунов есть возможность получить заранее собранные и привезенные сюда вещи, переодеться.

Список обязательного снаряжения организаторы определяют заранее. Перед стартом все проверяется — фонарь, часы с GPS, аптечка и так далее. Проверяют волонтеры и одежду, чтобы она соответствовала суровым условиям. В шортах, понятно, на 165 км никого не выпустят.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

Артем рисковать не стал — надел разминочный лыжный костюм, под него — термобелье. На ноги — летние трейловые кроссовки, в них даже зимой ноги не мерзнут. И как чувствовал — взял с собой еще одну мембранную куртку, она-то его и спасла.

Взял с собой Артем и набор питания — энергетические гели были рассчитаны на 3 тыс. калорий. Этого должно было хватить, чтобы двигаться автономно от одной заброски до другой на 58-м и 112-м км, где можно было поесть.

Меню простое — бульон, колбаса, сало, фрукты и орехи. А еще обычный «Роллтон», который «зашел» нашему герою лучше всего.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

Вопрос № 5. А призы были?

За 40 км до финиша дорога вывела из чащи леса, появились открытые беговые участки, где Артем смог прибавить. Все сильнее и сильнее ускоряясь, обогнал больше двух десятков человек, а в финишный створ ворвался на крейсерской скорости. Гонку он завершил с итоговым временем 28 часов 16 минут.

И за это получил… секиру.

Valhalla Race — гонка не обычная, медали здесь не вешают на шею. Зато всем «воинам», успешно преодолевшим сложный путь, вручают утепленную фирменную жилетку, чтоб согревала в холода, красивую печатку на палец и скандинавскую секиру ручной работы.

Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Зимняя гонка в Ярославской области. vk.com/goldenringultratrail

У победителей есть и денежные призы, за первое место, например, 60 тыс. рублей. По меркам даже российских забегов — не особо много. Но спортсменов-любителей это не смущает, они рубятся не за деньги. А за опыт и эмоции, которые в конце долгого пути обычно бьют через край.

Важные новости, обзоры и истории Всегда есть, что почитать. Подпишитесь! Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал Путь воина. Как алтайский строитель отважился на то, чего раньше никто не делал

  • Анна Недобиткова
  • Места
  • Алтайский край