Вт. Май 7th, 2024

Стройплощадка по соседству: как решают проблемы с неуживчивыми соседями при точечной застройке

Стройплощадка по соседству: как решают проблемы с неуживчивыми соседями при точечной застройке

Регулярные конфликты операторов точечной застройки с жителями соседствующих со стройплощадкой домов позволили сформировать достаточно жесткий перечень нормативов по уровню шума, вибрации, другим параметрам территории строительства. Тем не менее поток жалоб на «эту стройку по соседству» не прекращается. Кто в этом больше виноват, разбирался Алтайский Строительный портал.

Когда дорогу перекрыли

Дорогу в женскую консультацию №1, протоптанную за несколько десятилетий, в конце 2014 года перегородила стройплощадка нового жилого дома с адресом: ул. Чудненко, 92. Начальник участка Вячеслав Пашков уверял, что все до сантиметра соответствует генеральному плану, жильцы соседних домов проверяли с рулеткой. Однако ведущий специалист Управления по строительству и архитектуре администрации Октябрьского района, рассматривая поступившие жалобы, нарушения все-таки нашла и обязала застройщика устранить их. Впрочем, это не особенно помогло: стройка продолжается до сих пор, а проблемы только множатся. Как пояснила Алтайскому Строительному порталу заведующая женской консультацией №1 Валентина Гончаренко, сегодня для «скорой помощи» с осложненными беременными большая проблема даже просто подъехать к служебному входу: приходится лавировать по заставленной автомобилями и местами загороженной территории.

– Приезжал представитель районной власти, посмотрел, возможности нет никакой. У нас даже парковки для служебного транспорта нет. А после того, как сдали в эксплуатацию 15-этажку на пересечении ул. Беляева и 40 лет Октября и кто-то перегородил железобетонными блоками внутридворовый проезд с ул. Беляева, для нас каждый приезд «скорой» как лоторея, цена которой слишком высока, – сокрушается Валентина Гончаренко.

В том же 2014 году поступило множество жалоб на застройщиков высотного дома на ул. Чкалова, 69-а, которые заузили тротуар для пешеходов, в парковку оборудовали прямо напротив пешеходного перехода к школе №55: школьникам пришлось бы прыгать и маневрировать между не соблюдающими ПДД горе-парковщиками. Об этом тогда сообщал ИД «Алтапресс». Выход после долгих жалоб нашли в переносе самого пешеходного перехода и установке отбойников, которые сделали невозможной парковку на выходе с «зебры» со стороны новостройки. Но осадочек остался.

стройка 3

Комментарий юриста, председателя региональной общественной организации «Объединение собственников проблемных объектов недвижимости» (ОСПОН) Вадима Круглова:

вадим круглов

– При точечной застройке подобные проблемы не редкость, и хорошо, когда решить их можно при помощи ведра краски, просто нарисовав новую зебру (хотя согласований для переноса пешеходного перехода нужно провести немало). Хуже, когда перекрывается единственный проезд или проход, хотя данные случаи достаточно редкие, при проектировании объекта капитального строительства в разделе 6 «Проект организации строительства» все эти нюансы должны быть учтены, а при получении разрешения на строительство проверены сотрудником ответственного органа: если все же казус произошел, у пострадавшей стороны есть возможность обратиться в прокуратуру с целью проверки законности выданного разрешения или в ответственный орган для проверки правильности выноса ограждения в натуру, если даже все это сделано верно, остается возможность обратиться в суд за предоставлением сервитута (правом ограниченного проезда или прохода).

Три квартиры за дом с участком

Застройщику новостройки на пр. Комсомольском, 44 помешал небольшой, но капитальный двухэтажный особнячок с баней и надворными постройками на ул. Интернациональной, 29. Собственникам предложили выкупить участок за 3,5 млн, но те потребовали не деньги, а сразу три квартиры в новых домах в центре. Как оказалось, в особнячке живут сразу три поколения одной семьи и если в частном доме им еще можно как-то комфортно сосуществовать, то в «четырех стенах» они себе такого не представляли. В результате застройщик возводит новострой из четырех блок-секций на месте выкупленных частных домиков по соседству с этим деревенским строением. Теперь дым из печной трубы будет мешать жителям верхних этажей, а в ответ на территорию частника будут лететь сверху бычки и другой мусор.

стройка 4

Похожая ситуация сложилась с частным домом и надворными постройками по адр. переулок Циалковского, 94-а: сегодня этот островок деревни с собакой на цепи зажат многоэтажкой на ул. Папанинцев, 121 и новостройкой на ул. Папанинцев 119. Дедушка отказался съезжать не потому, что хотел много денег за свой двор, а из-за того, что просто не желает менять свой образ жизни.

стройка 5

Комментарий юриста Вадима Круглова:

– В данных случаях закон полностью на стороне собственников частных строений, каким бы анахронизмом они не выглядели. Это их собственность и они в праве ей распоряжаться по своему усмотрению, даже если это противоречит планам застройки города. Действующее законодательство сегодня разрешает изымать в принудительном порядке объекты для государственных нужд, но в данном случае речь идет о коммерческом застройщике, который действует с целью извлечения прибыли. И здесь как на базаре: хочешь – бери, не хочешь – не бери. К сожалению, многие собственники таких строений заблуждаются в том, что без их участка у застройщика не будет варианта построить объект, и ссылаясь на единственный шанс получить выгоду в сложившейся ситуации, неприлично завышают цену.

Золотой полубарак

Новость о якобы обрушении стрелы подъемного крана на пересечении пр. Социалистического и ул. Партизанской в марте этого года продемонстрировала другой тип взаимоотношений застройщика и жителей соседствующих со стройплощадкой домов. Увидев, что за окном идет строительство элитного дома, проживающие в древнем шлаколитом полубараке по адресу ул. Партизанская, 70-б, граждане решили, что у застройщика много денег и потому он обязан выкупить их жилье по цене в 5-8 раз выше рыночной.

стройка 1

Сам застройщик выкупать квартиры в этом здании не собирался и потому очень удивился настойчивому предложению жильцов. Все, что он смог предложить – рассмотреть возможность выкупа квартир по цене до 50 тыс. руб. за кв. м. (что уже выше рыночной стоимости такого жилья, требующего не только капитального ремонта). Жильцов такой вариант не устроил и они заявили, что если застройщик не выкупит их сырые квартиры по 100-200 тыс. руб. за кв. м., они завалят все инстанции всевозможными жалобами. Собственно, это и стало на сегодня основным хобби «несчастных жертв застройщика». Притом, что дом возводится по нешумной и вибробезопасной монолитной технологии (нет ни свай, ни заранее изготовленных колонн), а товарный бетон на этажи подается насосом. К тому же сама стройплощадка занимает только ту территорию, которая раньше была загорожена огородами выкупленных и демонтированных строений. К слову, стрела подъемного крана, как выяснилось в день обращения «обеспокоенных читателей» в СМИ, не упала, а была опущена в плановом порядке.

Комментарий юриста Вадима Круглова:

– Если стройка ведется в полном соответствии со всеми нормами, а в данном случае ни о каких нарушениях не сообщается налицо злоупотребление граждан своими правами. Можно ли таким своеобразным административным шантажом заставить застройщика передумать и выкупить-таки то, что покупать он не собирался, да еще и по цене в разы выше рыночной, сомневаюсь. Разве что нервы застройщику да всевозможным административным органам потрепать. Но если первые в ответ наверняка ничего не сделают, то отношение силовиков к сутяжникам – резко негативное.

Горький «Барбарис» – большая «Кукуруза»

Строительство высоток со вкусными названиями «Барбарис» и «Кукурузник» вызвало немало вопросов у соседей, которым мешал то шум, то запах, то сам факт резкого сокращения территории, где они до недавнего времени могли выгуливать собак. Так, уже с первых дней строительства «Барбариса» на ул. Балтийской, 41 начали расклеивать «террористические» листовки от имени застройщика с предупреждением о том, что будут забиваться сваи и надо следить за состоянием панельных швов и появлением новых трещин. И это притом, что по проекту для обустройства фундамента данного дома использованы вибробезопасные буронабивные сваи. К слову, «собачья» территория под «Барбарисом» задолго до начала его строительства была отведена под застройку другого объекта, на который, однако, так и не нашлось инвестора, так что слова жалобщиков о «захвате» земли тоже ничем не оправданы.

стройка 6

В похожем случае с «Кукурузником» на ул. Взлетной, 38 некоторые доводы соседей были приняты, и застройщику пришлось-таки передвинуть забор на два метроа да выплатить пару штрафов за некоторые нарушения, в том числе за шум в ночное время.

Жители соседствующих с этими новостройками домов неоднократно через суд пытались остановить строительство, но Фемида каждый раз вставала на сторону застройщика.

Комментарий юриста Вадима Круглова:

– Когда есть реальные нарушения, которые можно зафиксировать, соответствующие органы обязательно примут меры. Тот же шум в ночное время – недопустим, даже если это продиктовано производственной необходимостью. Но надо понимать, что если застройщиком уже получено разрешение на строительство и стройка началась – остановить, а тем более запретить ее при наличии устранимых (и устраняемых) нарушений – практически невозможно. В крайнем случае, проектную документацию могут быть внесены некоторые изменения, чтобы обнаруженные нарушения устранить. Очень важно разделять такие понятия, как борьба за свои права, которые нарушаются, и желание досадить застройщику, учитывая, что стройка в наше время и так не самое легкое с точки зрения документации дело, а все эти затраты в конечном итоге ложатся на конечного покупателя.Стройплощадка по соседству: как решают проблемы с неуживчивыми соседями при точечной застройке