Земля за боевые заслуги: достойны ли современные казаки своих бравых предков

Земля за боевые заслуги: достойны ли современные казаки своих бравых предков

Ровно 230 лет назад императрицей Екатериной II земля на Тамани и правобережье Кубани были переданы Черноморскому казачьему войску в благодарность за участие в русско-турецких войнах. Так казаки присягнули на верность царице и фактически стали пограничной службой Российской империи на южных рубежах.   «Императрица за преданную службу и для защиты южных границ России передала казакам “в вечное владение” около 3 миллиона десятин земли. Так началось освоение территории Кубани. В это непростое время как никогда мы должны знать и помнить нашу историю, защищать и сохранять казачий край, служить во имя процветания, благополучия и величия нашей Кубани и России», — заявил губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, отдавая дань знаменательному событию.    Бравое прошлое казачества и его былая воинская слава, однако, грозят так и остаться историей. Современных казаков назвать защитниками Отчизны можно с большим трудом. Добровольцами для участия в спецоперации ВС РФ по денацификации и демилитаризации Украины отправилось совсем небольшое число потомков храбрых воинов. Вносить свою лепту в освобождение земель, где жили их предки, казаки явно не торопятся, застряв в поддержании внешнего имиджа фестивального формата.   Петербургский историк и публицист Яков Евглевский заявил, что дарование казачеству земли по итогам двух победоносных русско-турецких войн (1768—1774 и 1787—1791 гг.) было абсолютно правильным шагом Екатерины II в стратегическом видении обстановки. По его словам, так российская императрица перевела казаков на государственную службу, и они перестали быть постоянной дрожжевой палочкой для всевозможных восстаний, мятежей, бунтов.   Эксперт рассказал о судьбе казачества за последние сто лет. В Гражданскую войну казаки в большинстве своем выступали на стороне белых, и как следствие — активно преследовались и истреблялись советской властью. Затем началась постепенная реабилитация, а с 90-х годов и возрождение казачества. По словам Евглевского, участие в СВО как раз предоставляет казакам новый шанс проявить себя и свои возможности в привычных условиях.    «На них смотрят сейчас больше как на полицейскую силу. Они включены в Росгвардию. Иногда их подключают к полиции для патрулирования улиц. В армии [казаков] довольно мало. Возрождение казачества идет не теми методами, какими хотелось бы видеть. <…> Опыт спецоперации подскажет, что казаки как раз могли бы там хорошо действовать, потому что это южные районы, где они привыкли хозяйствовать», — подчеркнул историк.    Евглевский считает, что казаки пока не заняли подобающего места в российских силовых структурах. А атаманам, не смотря на важную роль в Росгвардии, необходимо проявить себя и в армии. По словам публициста, в военное время нужно воевать и стоять на страже интересов Родины.   «Мы сейчас хотим казаков вернуть — и правильно делаем. [Нужно] сделать их здоровой полицейской силой, которая будет наводить порядок вместе с армией, вместе с полицией, вместе с другими силами безопасности. Они должны беспокоиться о нуждах государства. Я полностью за то, чтобы они занимались хозяйством — в мирное время. Но в военное время воевать надо», — заметил эксперт.   Яков Евглевский подчеркнул, что полководец Михаил Кутузов не зря ценил вклад казаков в победу над Наполеоном Бонапартом в Отечественной войне 1812 года.    «Когда в 1814 году Александр I ездил с визитом в Англию, английская публика вынесла на руках прусского фельдмаршала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, храбро дравшегося против войск Наполеона, а из русских за неимением Кутузова — казачьего атамана Матвея Платова. Простые англичане, народ, несли его на руках», — рассказал историк, отметив важную роль казаков во времена Российской империи.    И если предков современных казаков носили на руках, а их боевая доблесть была известна и заграницей, то сегодня среди участников СВО атаманов казаков практически не видно. Добровольцами едут защищать Отечество и Русский Мир лишь единицы, в основном, по собственной инициативе. Возможно история великого подарка императрицы Екатерины II напомнит казакам, что землю они получили именно в благодарность за боевые заслуги, а не за красивые мундиры.