Пт. Апр 19th, 2024

Колонка редактора. Блогеры за 100 грамм

Колонка редактора. Блогеры за 100 грамм

История взаимоотношений новосибирской блогосферы и бара «113» войдёт в новейшую историю сибирской сферы PR и рекламы. Обычно организаторы платят интернет-деятелям за участие в “джинсе”, но здесь блогеры сами заплатили бару за его же рекламу.

Вкратце, если вы сегодня пропустили главную тему дня, которую обсуждали в Твиттере и на Фейсбуке. Нескольких новосибирских блогеров пригласили в бар «113» на дегустацию напитков, после чего те должны были написать об этом свои отзывы. За это блогерам пообещали бесплатный алкоголь и фрукты, но когда в конце вечера компания получала счёт – там оказались не приятные нули, а от 2 до 4 тыс. рублей на каждого. Участники блог-тура были несколько шокированы, но счёт оплатили, чтобы потом написать гневные посты о своих злоключениях. Оказалось, бар был готов угостить всех лишь по бокалу недорого шампанского и тарелочке с фруктами. Остальное не входило в бесплатный “комплимент”.

Стороны не поняли друг друга, но на утро о баре «113» узнала вся страна – публикации на эту тему прокатились по сибирским и московским медиа. Сводный материал можно почитать на tjournal.ru – Султан Сулейманов собрал подборку под названием “Блогер должен страдать”.

История интересна той части людей, которая занимается либо организацией пресс-туров, либо в них ездит и что-то по их итогам пишет. Интересна потому, что это – профессиональный анекдот. Но мне хочется сделать немного другие выводы.

Во-первых, тема весьма актуальна именно сейчас, когда доверие и внимание к блогосфере достигло своего дна. Этот случай – гвоздь в крышку гроба под которой покоится ЖЖ. Уже давно всем понятно, что блог – это лишь платформа, такая же как страничка на Фейсбуке, паблик в Вконтакте. Аккаунт в “Живом журнале” не приносит какого-то важного социального статуса.

Самое главное – кто за этой платформой стоит и кто туда пишет. Если это какой-то известный и публичный человек с тысячами постоянных читателей – это одно. Но чаще всего – это просто блогер с парой десятков таких же как он френдов.

Обвиняя традиционные медиа в продажности, блогосфера оказалась заложницей ситуации. Ведь новосибирцы бесплатно писать о баре хорошие отзывы не хотели – они согласились именно на гешефт от заведения (другое дело, что бар сэкономил на оплате услуг жж-юзеров). Можно ли в таком случае доверять публикациям в блогах? Особенно если они касаются тестирования каких-то продуктов и услуг. Вопрос для потенциального потребителя риторический.

Во-вторых, подобные заигрывания с блогосферой пока не приводили к какому-то взрывному положительному эффекту в наших краях. В Барнауле к услугам местной интернет-среды проявлял интерес ряд компаний – из сферы телекома и общепита, но там обошлось всё без шума – несколько одинаковых публикаций и не более. Если вы не были на тех мероприятиях, вы и не вспомните о них. Аудитория ведь у них очень узкая и специфическая, а сама публика – непрофессиональная. Но пиарщики различных бизнес- и госструктур с большим упорством продолжают звать их то туда, то сюда.

И похоже это скорее на показную работу перед вышестоящим руководством – для отчёта, галочки или самовнушения. Вроде – “мы же их пригласили, а те написали”. Все довольны. Только эффект какой в итоге?

Ну и в третьих, пиарщики бара «113» всё же оказались гениальными менеджерами. История про то, как заведение вольно или невольно наказало любителей халявы (у нас все любят халяву, но не любят других халявщиков) – добавило ему очков популярности в интернет-среде. Расходы на такую рекламную кампанию оказались минимальными – блогеры же сами заплатили за свой блог-тур. И даже после обещаний директора бара возместить расходы, я уверен, что бар отобьёт эту сумму без особых проблем.

Озвучивалась версия, что это всё большая многоходовка и инсценировка для привлечения внимания к бару, но даже если это так – остаётся снять перед организатором схемы шляпу. Получается, что плохой пиар – это тоже пиар. И иногда он эффективнее.

Для иллюстрации материала выбран фрагмент картины “Пьющий абсент” Виктора Олива. Если вспомнить аналогичные абсентовые сюжеты у Пабло Пикассо, Эдгара Дега, Ван Гога и Эдуарда Мане, то можно пофантазировать – а не бескорыстно ли художники писали картины про этот напиток?