Сб. Май 4th, 2024

Вырви-глаз-реклама. Американские актёры рекламируют в Барнауле прокладки, украшения и «узбечки». Колонка на «Капиталисте» о том, можно ли спасти Алтайский край от интеллектуального воровства, и стоит ли ябедничать на бизнесменов с низкой правовой культурой.

Между двумя смежными ювелирными магазинами в барнаульском ЦУМе – «Золотым тельцом» и «Оливином» – покупатель, вне всякого сомнения, выберет первый. И дело не в ассортименте или ценах. Просто в «Золотой телец» вас зазывает Хью Джекман. Какой там «Оливин», когда голливудский актёр уже давно определился с выбором, и, судя по улыбке, весьма доволен. Будто говорит: «Hey, baby, come to Zolotoy Telets, it’s fine!»

Понятно, что Джекман картонный, да и коробочка с изделием из «Золотого тельца» ему в руки вложена неубедительным фоторедактором. В общем, маловероятно, что американский секс-символ как-то причастен к появлению себя в барнаульском ЦУМе. Нет, судить со стопроцентной уверенностью не возьмусь, всё-таки, и на банк Trust нашёлся свой Брюс Уиллис. Но всё же о сотрудничестве Хью Джекмана и «Золотого тельца» найти информации не удалось. И наверняка владельцы ювелирного магазина его банально «дёрнули» с интернета и справедливо подумали, что в далёкий Барнаул права Джекмана не поедет защищать никто. А значит, и гонораров за работу в ЦУМе не потребует. Вот ведь как конкурентам нос утёрли! И будут утирать, судя по всему, ещё долго.

Летом этого года лицом бара «Сто друзей», что в частном секторе на пересечении Партизанской и Ядринцева, бывшая узбечка «Арарат», стал американский актёр Джош Холлоуэй. Кто не знает, это Сойер из сериала Lost. Вряд ли здесь история, как с Джекманом, владельцы «Ста друзей» могли думать, что на вывеске у них просто крутой и уверенный в себе мужик, у которого есть сотня друзей, и ещё сто рублей на бутылку пива. Но факт есть факт. Или хозяева заведения изъявили своё «вон того, небритого хочу», или дизайнеры вывески предложили такой вариант. А что? Кто платит 300 рублей за дизайн, тот и заказывает музыку.

Когда я недавно общался с представителями «Смешариков», которые только что выиграли суд у «Марии-Ра» за продажу тортов с мультперсонажами, их юрист сказала: предприниматели об ответственности и возможных штрафах знают, просто, скорее всего, «недооценивают последствия». А случается, что бизнесмены и вовсе отказываются убирать персонажа со своей продукции. И судя по тому, что количество исков с одними только «Смешариками» достигается нескольких тысяч, твердолобость некоторых предпринимателей – это действительно болезнь.

От подобных случаев, вроде тельцово-джекмановского, просто за километр разит сразу несколькими симптомами российского бизнеса. Во-первых, провинциальностью: «мы далеко, до нас не доберутся». Во-вторых, девяностыми и их лихим «что хотим, то и делаем».

Можно сколько угодно говорить, что бизнес становится более цивилизованным, и даже быть в этом правым, но в целом старые болезни остались и ещё процветают. Уж если такая немалая сеть магазинов, как «Золотой телец» себе такое позволяет, то что говорить о каком-нибудь ИП Аганбегян где-нибудь в Алейске? Конечно, можно сколько угодно списывать на то, что некоторые заказчики могут и не знать о нарушении закона при использовании изображения известных персонажей. Но в таком случае картина становится ещё более пугающей. И низкая культура – это уже не только про малый бизнес, но и про рекламную индустрию. Хорошо, что не про всю.

[one_half last=”no”]
И таких абсурдных историй в Барнауле (да и в любом городке России) можно найти множество. Думаю, вы с лёгкостью вспомните несколько. Голливудский актёр Пирс Броснан, «выбирающий» Алтайский бильярдный клуб, до сих пор попадает в подборки местечкового бизнес-креатива. [/one_half]Собирая фактуру для этой колонки, опрашивал знакомых дизайнеров и рекламщиков. И каждый из них вспомнил хотя бы один случай, когда заказчик приходил и безапелляционно заявлял в разных вариациях: «Да кто увидит, о чём вы вообще? Не, давайте-давайте, я же вам деньги плачу». И знакомые рекламщики разделились на два лагеря: одни брали несколько сотен рублей и ставили Нюшу из «Смешариков» на вывеску оптового склада конфет, украшали меню одного бара голливудскими актёрами. Другие убеждали заказчика в том, что такие заимствования – не комильфо даже для привокзальной “узбечки”. Другое дело, в таких случаях предприниматель, бывало, уходил к другой рекламной компании, которая не будет ограничивать полёт его мысли глупостями вроде авторского права, законов и проч. А значит, в рекламной культуре нашего бизнеса не прибавлялось, и где-то далеко в муках умирал маленький котёнок.

Что делать? Рекламные конторы – это, наверное, первая инстанция, которая может как-то повлиять на ситуацию. Например, сказать заказчику, что наносить персонажа из мультика «Тачки» студии Pixar на борта всех автомобилей службы такси «Эконом плюс» не стоит. Хотя бы потому, что такой же красуется как минимум на вывесках двух шиномонтажек. Как минимум двух. И как минимум шиномонтажек. Кстати, мультики Pixar, похоже, вообще в фаворе у барнаульского бизнеса. Компания, занимающаяся натяжными потолками «ДаТыЧто» и вовсе сделала персонажа частью своего фирменного стиля. Да простят меня коллеги и рекламщики за употребление понятия «фирменный стиль» в таком контексте.

Другой вариант – простите меня, но – стучать. Извернуться, и найти контакты американской актрисы из сериала Fringe Анны Торв, или её представителей, и сообщить, что крупнейшая компания Алтайского края – продуктовые магазины «Мария-Ра» – считает, будто рекламировать 30-процентную скидку на прокладки и шампуни должна именно она.

Ещё выход. Самый маловероятный и наиболее затратный. Обязать компании при регистрации, например, ООО, предоставлять сведения о своём фирменном стиле. Ну, или обязывать отчитываться о рекламных активностях. Вариант бредовый, конечно, понимаю. Нелёгкую работу по отслеживанию соблюдения прав интеллектуальной собственности, вроде как, выполняет «Российское авторское общество». Но их алгоритмы и правила остаются тайной, покрытой мраком. А иного механизма, кроме наказания рублём, похоже, нет. Но разветвлённая сеть осведомителей, как у «Смешариков», есть далеко не у каждой компании.

А четвёртый вариант – забить, поржать и ждать, когда бизнес окончательно эволюционирует во что-то более цивилизованное и соблюдающее законы. И к чему-то разумному через несколько (десятков) лет мы всё же придём. Но это вариант совсем уж печальный.

Наверное, преувеличиваю, но уж как думаю: если предприниматель, не моргнув глазом, нелегально позаимствовал картинку для своей рекламы, то и на отношения с клиентом такие законодательные допущения могут распространяться тоже.

Где нарушил раз, там и два, и три.

Справедливости ради стоит сказать, что болезнь эта инкубируется не в Алтайском крае и даже не в российской провинции. Знаю девушку, которая несколько раз снималась в фотосессиях у одного фотографа. И один и тот же её снимок теперь украшает рекламу не только натяжных потолков в Волгограде, аэропорта в Бийске, но и музыкального магазина в Дубае. Однажды она даже нашла своё фото на антицеллюлитном креме в Таиланде. Но это уже другая история.

Мы сейчас о культуре, в которой живём. О бизнес-культуре в нашем Барнауле, в Алтайском крае. Что с ней-то делать? Надо спросить совета у Хью Джекмана. Он хоть и картонный, но выбор сделать помогает.