Сб. Май 11th, 2024

Александр Деринг: «Нам нужна инфраструктура для человека»

Александр Деринг: «Нам нужна инфраструктура для человека»

Почему проекты нового железнодорожного вокзала в Барнауле являются меньшим злом, в отличие от сноса столетнего исторического здания, и какой компромисс можно найти в этой ситуации – в очередной колонке архитектора Александра Деринга.

Я не копал глубоко историю вопроса о появившихся проектах перестройки старого железнодорожного вокзала. Для меня самая главная задача – вытащить намерения по сносу здания на свет божий, чтобы они под лучами солнца все попрятались. Вопрос сноса вокзала – это чисто технический и даже технологический вопрос.

Сейчас даже не важно, какие появляются проекты. Их не нужно обсуждать и не надо с ними бороться. Главное, что историческое здание вокзала хотят снести.

Какие могут быть пути в этой ситуации? Конечно, здесь не должна идти речь о сносе здания. Это может быть интегрирование памятника в какой-нибудь новый комплекс. Я согласен, что оно морально устарело. Но даже если бы это здание реконструировали не путём навески мрамора, а привнесением новых технологий хотя бы в виде примитивных автоматических дверей, пандусов, улучшили бы качество обслуживания, то хватит и ресурсов старого вокзала.


Александр Деринг: “Лучше всего, если конкурс на проект вокзала будет открытым. Чтобы барнаульские архитекторы могли в нём поучаствовать или стать членами жюри”.

Во всём мире активно внедряются новые вокзальные технологии, с помощью которых железнодорожные компании зарабатывают деньги. Особенно это развито в Германии. Там вокзал – это большой супермаркет и огромное интегрированное пространство.

Каждое место требует своего подхода и, например, в Лейпциге реконструировали самый большой в Европе вокзал, полностью сохранив внешний облик здания, но внутри при этом было очень хитро и удобно спланировано с использованием подземного пространства.

Есть какие-то общие моменты, которые применяются вне зависимости от места. Это автоматизация продажи билетов, регулирование потоков пассажиров, инфографика. Всё это – очеловечено. Существуют определённые регламенты, в которых чётко прописаны стандарты по бережному отношению к человеку, будь то вокзалы или аэропорты. Если человек идёт с коляской, то двери должны открываться автоматически, и никаких ступенек! Туалеты должны находиться не в подвалах, а там, где нужно. В общем – масса вещей и тонкостей, на основе которых обновляется вся инфраструктура. А у нас она не обновляется, хоть и строятся какие-то огромные новые здания.

Например, в Новоалтайске уничтожили элегантное здание и построили “восточную сказку” с каким-то куполом. Ну и, казалось бы, сейчас мы туда зайдём и ахнем. А внутри – всё как было, так и осталось. Для человека ничего не сделано, осталась только внешняя помпа. Да и красота эта относительная.

0_c2ae1_7c84e49e_XL
Здание железнодорожной станции было построено в Барнауле в 1915 году. Оно представляет собой небольшое одноэтажное строение из красного кирпича в стиле “модерн”.

Поэтому в Барнауле ни в коем случае не должен ставиться вопрос о сносе старого здания. То, что будет проектироваться – должно быть публичным и гласным. Горожане должны иметь доступ ко всей информации. Барнаул имеет право как-то вмешиваться в этот процесс. Да, мы не вмешиваемся в расписание поездов, а вот удобство пользования вокзалом или влияние новых зданий на окружающую застройку нам важно. Вот даже, если на месте старого здания построят то, что планируют – оно задавит даже Мемориал на площади Победы. Архитектура и её уместность для нас, барнаульцев, имеет значение.