Пт. Мар 29th, 2024
Речной вокзал, который мы потеряем

Через несколько лет на месте Речного вокзала в Барнауле появятся жилые дома, офисы и торговые центры, а ставший уже привычным скайлайн уйдёт в прошлое. «Капиталист» вспоминает историю, которая вскоре вновь сделает крутой поворот.

От места, где был основан Барнаул, до современного Речного вокзала — чуть менее одного километра. Можно сказать, что небольшая набережная и здание эпохи позднего СССР входят в радиус исторического центра города. И если сам Речной вокзал сложно причислить к шедеврам архитектуры, то повышенное внимание к этому месту со стороны общественности и властей — обеспечено. Мало того, что это центр города, Речной вокзал после появления Нового моста оказался на переднем плане при въезде в Барнаул. Почти визитная карточка.

Что здесь было раньше?

До появления железной дороги на Алтае самым удобным транспортом был речной. Во-первых, только по Оби можно было перевезти большие объёмы грузов — от зерна до древесины, а во-вторых, по реке было комфортнее и проще добраться до Новониколаевска, Томска, Бийска. На берегу реки в это время размещалось порядка 13 пароходных причалов частных барнаульских, томских и тюменских пароходных компаний. Между столицей Алтая и другими пристанями регулярно курсировали четыре десятка различных судов.

3
Вид на берег Оби задолго до появления Речного вокзала.

Рядом располагались: сереброплавильный завод, крупнейший в регионе рынок, конторы купцов и промышленников, городская дума и управа. Пристань, хоть и находилась в ином месте, всегда входила в своеобразный «экономический кластер» дореволюционного Барнаула.

Самое известное алтайское пароходство той эпохи принадлежало предпринимательнице-миллионерше Евдокии Мельниковой. К 1910 году её флотилия насчитывала 10 пароходов и шесть барж. Суда Мельниковой перевозили 4 млн пудов грузов, основную часть которых составляло зерно, шедшее по Оби с Алтая в северном направлении. Крупнейшими пароходами Мельниковой были — «Богатырь», «Воткинский завод» и «Двигатель», мощностью по 500 лошадиных сил каждый. Позднее, пароходство Мельниковой войдёт в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев — «Соединенную пароходную компанию», будучи самым крупным пайщиком. Барнаул этим подтвердит свою важность в маршрутной сети сибирских пароходств.

2
Пристань пароходства Мельниковой.

Но даже спустя десятилетия, когда ставку на речной транспорт начал делать Советский Союз, до строительства полноценной набережной долго не доходили руки, а для грузов использовался соседний «Ковш».

Короткая история Речного вокзала

Сейчас многим кажется, что Речной был всегда. Однако, ему всего лишь 30 лет. Нынешнее здание, которое новые владельцы определили к сносу, построено в 1985 году. Его успели возвести на пике расцвета алтайского речного флота. В последнее советское десятилетие Барнаульский речной порт ежегодно обслуживал до 1,5 млн пассажиров и необходимость в современном и просторном здании вокзала была ещё очевидной.

Несколькими годами позже пассажиропоток упадёт до минимума, исчезнет большинство маршрутов и рейсов, а теплоходы будут перевозить разве что редких дачников, жителей соседних Затона, Бобровки и Расcказихи, да пассажиров плавучих «пивных». Здание вокзала за это время несколько раз сменит своё назначение — тут будут работать рестораны, магазины и даже автосалон.

9
Речной вокзал в конце 1980-х годов.

Неизменной останется лишь набережная — единственное место в городе, где барнаульцы могут почти вплотную подойти к реке. О популярности набережной среди горожан говорить не приходится. С самого начала ледохода и до первых морозов каждый вечер и каждые выходные сюда приходят барнаульцы. Во время общегородских праздников на Речном вокзале собираются тысячи людей — площадка уже стала традиционной в качестве места проведения авиашоу. Впрочем, и зимой тут случаются различные активности — перед зданием вокзала заливают каток, а на реке к Крещенским праздникам всегда сооружается «иордань».

Какие были проекты?

Безусловно, с Речным вокзалом нужно было что-то делать. То, что Обь в ближайшем будущем не сможет стать основной транспортной магистралью региона — очевидный факт, но и использовать вокзал лишь только как автосалон не совсем верно. Понятна и ценность земли в центре города в контексте планов по активной застройке двух берегов реки.

6
Архитектура этого навеяна атмосферой компьютерной игры Starcraft.

Потенциальных инвесторов к Речному вокзалу справедливо привлекла возможность сделать здесь какой-нибудь знаковый, громкий проект. Впрочем, любому проекту по освоению этого пространства обеспечено повышенное внимание.

Вопрос о том, как обустроить берег Оби, интересовал многих барнаульских архитекторов, ибо здесь можно было поработать «с размахом». Сейчас идея «воткнуть» здесь какую-нибудь высотку воспринимается даже понятнее, чем проекты по сооружению на берегу Оби «домов-айсбергов» или «космодрома». Рядом уже стоят три «свечки» и публика готова принять здесь «что-то в этом же духе». Однако, время диктует дополнительные требования, что заметно по реакции общества.

7
Смелый проект с “айсбергами”

Какая судьба ждёт Речной вокзал?

После того, как в СМИ просочились первые рендеры проекта “Сибирии”, губернатор Алтайского края Александр Карлин, редко высказывающийся по таким вопросам, в этот раз заявил очень жёстко: “Нельзя допустить экспериментов над городом”.

— Я сложно себе представляю, что гости города увидят одно или несколько высотных зданий, которые перспективу города закроют. Это тема, которая нуждается в обсуждении не в закрытом формате, – отметил Александр Карлин. – Я намерен провести по этой проблеме рабочую встречу с главой администрации. Возможно, мы пригласим главного архитектора, если ситуация того потребует. Мы вынесем этот вопрос на официальное рассмотрение и не только города. Барнаул – это столица Алтайского края. Это лицо нашего региона.

Речной вокзал, который мы потеряем
Как рассказал «Капиталисту» архитектор Сергей Черепанов, автор проекта застройки Речного вокзала, комплекс представляет собой здание переменной этажности от 5-7 до 24 этажей.

Некоторые барнаульские архитекторы успели сравнить с проект “пансионатом” и “китайской стеной”. Большие опасения возникли и с возможным исчезновением небольшой набережной.

Создатель портала “Барнеаполь” о градостроительстве и архитектуре Антон Знаменщиков писал, что “проект вызывает много вопросов”.

— Смотрится достаточно свежо и современно, со стороны набережной внешне напоминает гостинично-офисный комплекс из-за огромной протяжённости монотонных сухих фасадов, – считает Знаменщиков. – Опасения вызывает расположение его высотной части, она находится практически в створе проспекта Ленина, а значит, возникает вероятность того, что она визуально будет его замыкать, ведь в данный момент створ проспекта Ленина с его наивысших точек в центре города открывает панораму на пойменную часть Оби. Кроме прочего, комплекс перекрывает визуальное восприятие набережной реки из исторической части города, возможность воспринимать далёкие перспективы исчезает, и эта часть города оказывается буквально отрезанной от реки.

После публичной отповеди губернатора и общественности, на суд публики был выставлен ещё один проект, который, как считается некоторыми экспертами, выбран в качестве основного.

Речной вокзал, который мы потеряем
Всего существует несколько десятков проектов застройки территории Речного вокзала. Последняя известная версия считается едва ли не самым “мягким вариантом”.

Сами представители «Сибирии» пока не комментируют последние события. По информации «Капиталиста», в барнаульском бизнес-сообществе ходят разговоры о возможном участии московского капитала в проекте, а значит местные реалии окажутся для инвесторов лишним препятствием.

Властям удалось пока решить вопрос о спасении мозаичного панно, расположенного внутри здания вокзала. Оказалось, что это едва ли не самая крупная флорентийская мозаика на территории России, сохранившееся с 1980-х годов.

Памятник культуры передадут в музей, но получиться ли сохранить набережную и привычный вид на город – здесь уже придётся решать всём барнаульцам сообща. Власти фактически дали горожанам на это карт-бланш.

Фото – Павел Чекчеев и архивы редакции.