Пт. Апр 26th, 2024

«Учёный должен заниматься наукой, а менеджер — продвижением». Цикл материалов о бизнесе и науке продолжает проректор АлтГУ Алексей Тишкин. Он рассказал «Капиталисту» о том, как университету удалось скрестить науку, коммерцию и большие производства.

Алексей Тишкин, проректор по научному и инновационному развитию АлтГУ:

— В Алтайском государственном университете налаживанием мостов между учеными и бизнесом занимается специальное инновационное управление. Процесс этот довольно сложный. С одной стороны, в Алтайском крае не так много предприятий, и нам надо выходить за рамки региона — в Сибирь и вообще по стране, с другой стороны, современные средства коммуникации позволяют оперативно налаживать связи и взаимодействие.

[one_half last=”no”]
Тишкин Алексей Алексеевич – доктор исторических наук, профессор, проректор АлтГУ по научному и инновационному развитию.  Занимается изучением археологии Алтая и сопредельных территорий скифо-сакского времени.[/one_half]Самая главная проблема — психология предпринимателей. Они ещё не выстроили свой бизнес до такого уровня, при котором в нём нашлось бы место не только процентам на амортизацию и зарплату, но и науке. Когда это произойдёт — ситуация резко сдвинется с места. Наука быстро и динамично развивается. И развивается она прежде всего в университетах, потому что здесь есть все представители научной сферы — от молодых со смелыми идеями, до опытных, классических преподавателей и учёных. Когда такая система есть, она создает импульсы для развития науки.

Со своей стороны учёные стараются ускорить процесс сближения науки и бизнеса. Мы в АлтГУ составили перечень предприятий, которые у нас есть в Алтайском крае, и к нему добавили информацию о том, что можно им предложить. А предложить мы можем очень многое.

В области биотехнологий у нас прекрасное оборудование и отличные разработки, на которые откликнулся тот же «Эвалар». Мы заключили с этой компанией договор о партнёрстве в области научных исследований. Это, кстати, отличный пример понимания науки со стороны бизнеса. Кроме того, на поверхности лежит тема селекции пшеницы и выращивания лекарственных растений. Мы создаём лабораторию микробиологии, с помощью которой можно решить массу проблем.

Ещё примеры. Бийский котельный завод обратился в университет с проблемой и попросил помочь её решить. Мы её решили. Сейчас предлагаем другому предприятию кое-какие разработки в области наноалмазов. У нас есть предложения от компаний из Новосибирской области, недавно заключили договор с Башкортостаном.

В одиночку решить существующие сейчас проблемы — невозможно. В науке важна работа коллектива, а наладить его работу так, чтобы это было полезно и выгодно для производства — довольно сложная задача.

В АлтГУ сейчас есть девять малых инновационных предприятий. Сейчас мы совершенно чётко понимаем, что для их создания нужны подготовленные люди.

Например, есть какой-нибудь замечательный учёный, с открытиями, медалями, степенями, но он абсолютно не менеджер и он не может торговать. Он даже не мыслит таким образом, что можно какую-то разработку реализовать.

Учёный сделал открытие, получил патент, и интерес у него пропал. Дальше нужен другой человек, который сможет предприимчиво продвигать этот продукт. Поэтому каждый должен заниматься своим делом. Ученый — наукой, менеджер — продвижением, а производственник — оценивать и внедрять.

Менеджерами становятся сами студенты и аспиранты, которые специально к этому готовятся, ездят по семинарам и знают, как продвигать продукт. Не всегда менеджер со стороны понимает, что именно учёный сделал, поэтому нужен учёный-менеджер. Для этого у нас студенческий бизнес-инкубатор и работает.

Очень трудно поломать психологию взрослого и состоявшегося учёного, но легче формировать какое-то понимание у молодых. Резидентам бизнес-инкубатора помогают специалисты — как оформить документы и бумаги, а университет даёт возможность использовать патенты, базы данных и программное обеспечение. Сейчас появляется интерес к малым инновационным предприятиям и у более взрослого поколения — пошла реклама, появилась возможность эффективного использования наработок для получения финансовой поддержки.

К концу 2013 года мы откроем ещё около шести малых инновационных предприятий, которые связаны не только с производством. У физиков, например, есть приборы, контролирующие качество материалов. Так вот у них есть своё малое инновационное предприятие, где работают те же преподаватели, студенты и магистранты. У них есть реальный приборный комплекс, который они могут продавать. Что касается заработка, то это зависит от формы партнёрства между предприятием и университетом.

Например, в АлтГУ есть малое предприятие, которое занимается дистанционным контролём тепла на объектах. Не надо ходить по подвалам — датчики поставили и всё видно. Причём эта система внедрена у нас в университете. И университет за эту разработку заплатил деньги малому инновационному предприятию. Теперь оператор, сидя за компьютером, может контролировать расход воды или тепла.

Поэтому могу сказать, что ни одно малое инновационное предприятие у нас ещё не закрылось. Люди работают.

Для заглавной иллюстрации использована цветная копия с гравюры “Алхимик” работы фламандского живописца Давида Тенирса. Он писал картины религиозного и мифологического содержания, а также фантастические сюжеты. Алхимики же если и не изобрели способ нахождения золота из свинца, то уж точно положили начало многим сферам современной науки. Впрочем, их попытка найти с помощью знаний драгоценный металл сегодня была бы более понятна, чем в Средние века.