Экологи совместно с властями края «подарят» 200 тысяч тонн связанного углерода Олимпийскому комитету. Это должно стать первым шагом к «торговле воздухом», который вырабатывают алтайские леса.
Олимпийские игры, которые прошли в Сочи, по российской заявке должны были быть «климатически нейтральными». То есть, все парниковые газы, которые выделялись во время стройки спортивных объектов, перелётов спортсменов и других действий, нужно компенсировать. Поглощать углерод из атмосферы могут отдельные виды деревьев. Предприятия, которые выбрасывают парниковые газы, или организаторы крупных международных мероприятий оплачивают поглощение углекислого газа специальным компаниям – так называемым «углеродным спонсорам».
Углеродным спонсором сочинской Олимпиады стала американская компания Dow. Но, по словам президента «Центра экологических инноваций» Андрея Стеценко, Dow способен компенсировать максимум 15% «углеродного следа», причём в течение 10 лет.
— Мы провели ряд проверок того, как алтайские леса связывают углерод, — рассказал Андрей Стеценко. — Одну провела французская независимая компания «Бюро Веритас», другую – немецкая «Тюв Норд». Исследования подтвердили, что алтайские леса действительно поглощают столько углерода, сколько мы предполагали. Лесной проект, который мы сейчас организуем в Алтайском крае, способен полностью компенсировать «углеродный след» от сочинской Олимпиады.
Леса, которые будут участвовать в проекте, растут в Залесовском районе Алтайского края. Это бывшие сельхозземли, которые не используются несколько лет. Высота деревьев не превышает 6 метров.
Инициаторами проекта стали московский «Центр экологических инициатив», а также алтайские общественники – в частности, руководитель фонда «Алтай 21 век» Михаил Шишин. Они взяли в Залесовском районе в аренду 10 тысяч гектаров земли, которая более десяти лет назад была сельскохозяйственной, теперь же – заросла молодыми деревьями. Такие деревья более всего подходят для поглощения углерода. Теперь инициаторы проекта, подарив 200 тысяч тонн поглощённого углерода Олимпиаде, планируют продавать это ресурс.
Цена одной тонны «связанного» углерода отличается в разных странах. Минимальная цена – 5 долларов, максимальная – около 100 долларов.
— Мы хотим перевести потенциальный ресурс в актуальный, — говорит доктор наук Михаил Шишин. — Чтобы мы имели не просто тонны связанного углерода, а извлекали из них деньги. Ведь каждый фермер может высадить на своей территории лес и зарабатывать на этом.
Проект, созданный в регионе, позволяет также поддерживать восстановление лесов в Алтайском крае. Именно поэтому проект поддержал губернатор Александр Карлин. Часть средств, вырученных от «продажи воздуха», идут в том числе на развитие лесных насаждений. Пока экологи собирают деньги на развитие проекта через сервис Boomstarter.
Подробный рассказ о торговле воздухом в Алтайском крае, объёме рынка и возможностях поучаствовать в проекте, «Капиталист» опубликует в следующем материале.