Вс. Май 19th, 2024

Барнаульский флорист Николай Яковлев: «Сегодня в моде букеты растрепанные, но в хорошо продуманной упаковке»

Барнаульский флорист Николай Яковлев: «Сегодня в моде букеты растрепанные, но в хорошо продуманной упаковке»

Чем живет цветочный бизнес? Что наиболее востребовано на этом рынке и как флористы встречают самые крупные праздники в году? В преддверии 8 марта «Капиталист» обсудил эти вопросы с Николаем Яковлевым, флористом крупного цветочного магазина, руководителем флористической студии «Лемонграсс» и преподавателем флористики.

– Как вы пришли в этот бизнес?

– Это на самом деле такая интересная история. Я по профессии художник. После окончания института я стал искать работу. Тогда уже было понятно, что будущее за компьютерами, за дизайном – Coral, Photoshop, Archicad. Но у меня не лежала душа к этому, я прикладник, мне надо делать руками, у меня даже компьютера до сих пор нет, только планшет. И я начал искать профессию. Пришел на государственную биржу и говорю: «Вот я художник, хочу быть художником. Пожалуйста, предлагайте. Что вы можете мне предложить?». «Ничего». Я встал еще на платную биржу. Они предлагали мне периодически какие-то вакансии.

– Вакансии художника, оформителя?

– Что-то близкое к этому. Самое крутое, что было – но туда уже взяли человека, – нужно было на памятниках, на плитах выбивать лица. Мрачно, конечно, но зарплата была очень хорошая. Предложений было крайне мало. Но у меня была такая философия, что нужно пробовать все новое, и тут мне предложили на платной бирже вакансию флориста. Для меня слова «флорист» вообще тогда не существовало. Я с цветами не был связан никак, из цветов я знал розу, хризантему и гвоздику, причем гвоздику и хризантему я путал. Предпосылок не было никаких, но цветы я любил.

Первое время было тяжело, я не знал цветы, я даже бантик не мог завязать. Казалось бы, так просто, такой нюанс, мелочь, но у меня не получалось. Но у меня принцип – «надо пробовать». Я терпел день-два-неделю-две и у меня стало получаться, я понял, что не безнадежен.

– У кого вы закупаете цветы, кто поставщик?

– На самом деле в городе много поставщиков. Самые крупные сейчас – это «Фитомаркет», торговый центр «Соцветие», «Флер Декор» и крупная московская компания «7 цветов», у них есть филиал в Санкт-Петербурге и Новосибирске, и еще московская компания «Старлайт».

–  Цветы в основном импортные?

– Местных цветов в магазинах практически не встретишь. Только в рамках праздников, допустим, тюльпаны пробуем покупать. Почему местные цветы не котируются? Нет стабильности: сегодня этот цветок есть, завтра его нет, сегодня он хорошего качества, завтра какой-то кривой или низкий. Голландцы выращиванием цветом всю жизнь занимаются, у них настолько это все качественно, стабильно, отработано.

И поставки настолько большие, что человек, который выращивает цветы в теплице в городе, не сможет перебить цену, которую предлагает московская компания, импортирующая в Россию цветы из Голландии.

–  Какие цветы, букеты пользуются наибольшим спросом?

– Весной – тюльпаны, нарциссы, мимозы. Классика – роза и хризантема. Если говорить о свадебной флористике, то последние года два тренд – пионовидная роза, пионы.

–  А каллы уже не в моде

– Да, интерес к ним прошел. Был период, но давно уже, лет пять назад, когда достаточно много заказывали свадебных букетов с каллами. Сейчас популярны более естественные букеты, слегка небрежные.

–  В рустикальном, деревенском стиле?

– Да, как будто рукой по полю провел и собрал. Растрепанные, не вылизанные. Сейчас много внимания уделяется упаковке. Года два назад было популярно все естественное: сизаль, джут. Сейчас в моде бумага – крафт-бумага. И очень важную роль играет цвет и сама фактура бумаги. Черный сейчас в моде. Большинство людей его боится, а черный цвет максимально выигрышный для цветов, потому что на его фоне все цветы горят, они становятся яркими, сочными. Вообще, желательно, чтобы на витрине цветочного магазина процентов на пять всегда стояло что-то модное, передовое, чтобы развивать вкус клиента.

Яковлев_работа

–  Некоторые флористы называют цветочные праздники «цветочным адом». Как у вас проходят такие дни?

– И у нас, конечно, в такие дни очень накаленная атмосфера. Во-первых, для предпринимателя это всегда риск. Ты заказываешь цветы минимум за две недели, а то и за месяц, очень сложно предугадать, сколько у тебя купят. Получается ты набираешь цветы, выставляешь их и …ждешь.

–  На цветы большая наценка?

– Как правило, 100 процентов. Не на все, конечно – есть такие цветы, на которые, если ты наценишь 100 процентов, то ты их никогда не продашь.

–  Учитывая специфичность бизнеса и то, что цветы – продукт скоропортящийся. Какая их часть, что называется, не доходит до потребителей?

– У разных организаций по-разному. Чем крупнее организация, тем этот процент выше. В среднем, – 10-15 процентов. Зависит от того, насколько грамотно ты подходишь к закупке, считаешься с мнением потребителей. Чем больше организация, тем больше она может позволить себе глупых ошибок.

–  Получается, 10-15 процентов идет на списание. А какая часть используется не по назначению? Например, розы – на лепестки.

– Мало. На лепестки идут розы «отстрелянные». Во флористике есть такое понятие – «отстрелянная роза». Это роза, которая переспела. Она уже приходит к нам с таким браком, дефектом.

–  То есть она рассыпается?

– Да, у чашечки лепестки уже отщелкнуты, но не полностью, а с одного края. Эта роза уже стоять не будет, ее сразу убирают. Она идет на лепестки. По сути, это брак, который можно предъявить оптовику. В зависимости от партии и поставщика в пачке таких роз может набраться до половины.

–  Вы можете вернуть такие цветы поставщику?

– Да, на самом деле это совершенно стандартная ситуация.

–  А кризис повлиял на продажи?

– Да, однозначно. Многих он сильно подкосил. Прошлый год был очень тяжелый, свадеб было катастрофически мало, и они все были бюджетные. Продажи упали примерно раза в три. Сейчас медленно, но продажи идут в гору.

–  Что необходимо для открытия флористического бизнеса, какое оборудование?

– Из оборудования, я считаю, необходим в первую очередь холодильный агрегат, потому что для цветов оптимальная температура хранения +5+10 градусов. Это продлевает им срок жизни, их эстетический вид и бережет деньги. Второе, что нужно – стол флориста и инструменты. Стол флориста идет минимум метр высотой, чтобы было удобно работать. Флористика – это такое искусство, которое очень тесно связано со временем. Ты не можешь делать букет сколько ты захочешь: час, два. Все флористические конкурсы, чемпионаты привязаны ко времени. Тебе дается очень ограниченное количество минут, чтобы создать что-то. Чем дольше ты работаешь с цветами, тем хуже их качество. Хороший флорист делает все быстро, а чтобы это получалось, должно быть хорошее рабочее место.

–  А во сколько обходятся в среднем курсы флористов?

– У каждой организации своя цена, от 8 тысяч до 15-20.

–  Вы сами посещаете курсы, выставки, мастер-классы?

– Да, безусловно, я посещаю мастер-классы, флористические выставки. Также в больших магазинах флористы учатся друг у друга, смотрят другой стиль работы. В этом плане флористам из маленьких мастерских необходимо чаще посещать какие-либо мероприятия. Ту флористику, которую можно назвать искусством, можно встретить только на конкурсах, на выставках. Но все, что там создается, невозможно продать в салонах. Это не востребовано обычным пользователем. Это как мода: все, что показывается на подиуме, ты на себя не наденешь, но ты можешь подсмотреть для себя какое-то интересное цветовое сочетание, необычный крой. Также и во флористике. Бизнес и настоящая флористика – разные вещи.

Беседовала Александра Архипчук.

Фото из личного архива Николая Яковлева.Барнаульский флорист Николай Яковлев: «Сегодня в моде букеты растрепанные, но в хорошо продуманной упаковке»