Сб. Май 11th, 2024

Директор МосАП в Барнауле Сергей Лякишев: «Образ бизнесмена в малиновом пиджаке должен остаться в прошлом»

Директор МосАП в Барнауле Сергей Лякишев: «Образ бизнесмена в малиновом пиджаке должен остаться в прошлом»

«Капиталист» поговорил с директором барнаульского филиала Московской академии предпринимательства, чтобы понять: зачем нужно «предпринимательское» высшее образование, и почему бизнесмен – это не обязательно владелец своего предприятия.

— Барнаульский филиал Московской академии предпринимательства существует больше 15 лет. Среди филиалов вузов из других регионов он, наверное, один из самых старых. Чего удалось добиться за это время?

[one_half last=”no”]Сергей Петрович Лякишев — директор Барнаульского филиала МосАП. Кандидат исторических наук, доцент.[/one_half]— С формальной точки зрения главное достижение для любого вуза – это успешное получение им государственной аккредитации. Мы трижды успешно прошли эту процедуру в составе головного вуза. Дважды приняли участие в мониторинге высших образовательных учреждений, и каких-либо существенных нареканий по поводу нашего филиала не было. Но главные показатели работы вуза – это качество образования его студентов и востребованность специалистов на рынке труда. И здесь очень интересный момент.

Сейчас много безработных экономистов и менеджеров. Наша же специфика в том, что мы готовим не работников, а работодателей – организаторов собственного бизнеса. Готовим тех, кто будет предоставлять работу другим и выполнять важную социальную функцию – увеличения количества рабочих мест. И вот факт, говорящий сам за себя: в прошлом году на учёте в службе занятости из более чем трех с половиной тысяч выпускников академии был зарегистрирован лишь один человек.

— А куда все выпускники идут работать? Наверняка не каждый становится предпринимателем?

— Не каждый, но пойти они могут в любую организацию. В основном, они становятся менеджерами среднего звена или индивидуальными предпринимателями. Но стезя эта достаточно сложная, к ней мы готовим и психологически, и даём соответствующую углубленную правовую подготовку. Мы привлекаем для чтения открытых лекций практиков, представителей бизнеса, органов власти, чтобы наши выпускники лучше подготовились к этому непростому виду деятельности. Я всегда говорю студентам, что сфера предпринимательства сопряжена со многими рисками: финансовыми, социальными и психологическими. Человек, который выбирает эту «стихию», должен быть готов практически к любым ситуациям и быть очень стрессоустойчивым.

— Каким образом человек может подготовиться к предпринимательству психологически?

— Больше соприкасаться с этой деятельностью в молодости. Например, мы тесно работаем с предприятиями Алтайского края. У нас налажено сотрудничество с Алтайским бизнес-инкубатором, его руководитель является председателем экзаменационной комиссии. Кроме того, мы совместно с бизнес-инкубатором постоянно взаимодействуем в плане привлечения молодёжи к предпринимательской деятельности.

Недавно провели традиционное мероприятие «Неделю предпринимательства», посвящённую Дню рождения филиала и Дню российского предпринимательства. В рамках «Недели» состоялась Олимпиада по основам предпринимательских знаний, международная научно-практическая конференция «Предпринимательство. Меценатство. Культура», «Аукцион перспективных выпускников», выставка литературы по предпринимательству. Все это частные примеры реализации целей профессионального воспитания и формирования готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. Устоявшейся традицией стало то, что мы вручаем дипломы выпускников в стенах Алтайского бизнес-инкубатора и там же они произносят клятву предпринимателя. Это такой аналог присяги солдата или клятвы Гиппократа.

фото 4
Барнаульский филиал МосАП основан в 1998 году

— Наверняка же не только внеучебная деятельность направлена на «воспитание» бизнесмена? Всё-таки, в предпринимателе психология – пожалуй, самое важное. У него не только голова работает по-другому, но и само понимание должно быть – я лучше своё дело открою, чем буду на кого-то работать.

— Мы проводим психологическое тестирование студентов. Действительно, многое зависит от внутренней готовности. Как она формируется? Сформировать её одной только подачей знаний, компетенций очень сложно. Это возможно лишь на практической деятельности, а ей мы уделяем самое пристальное внимание. Мы заключили более 150 договоров о прохождении практик студентами. Плодотворно и тесно работаем со «Сбербанком», «Промсвязьбанком», «Альфа-банком», компанией «Роснефть-Алтайнефтепродукт» и другими коммерческими и некоммерческими структурами. Всё это для того, чтобы дать полный спектр возможностей приобретения профессиональных компетенций. У нас студенты учатся разрабатывать и защищать свои собственные проекты перед реальными инвесторами. Например, наша студентка Катя Иванова на олимпиаде предложила решение одной важной социальной проблемы в пригородных районах и тут же получила предложение о готовности инвесторов вложить деньги в перспективный проект.

— Один чиновник из краевой администрации интересную историю рассказал. Приехал в США, познакомился с системой господдержки бизнеса. И там говорят: мы стараемся наоборот, отговорить людей от того, чтобы быть предпринимателями. В России же всё иначе – людей уговаривают создавать свой бизнес. Хотя и понятно, что в Америке бизнесменов на порядок больше, в несколько десятков раз. У вас в вузе студентов отговаривают становиться предпринимателями или призывают к этому?

— Мы стараемся давать как можно более полную картину действительности. Но многое зависит, конечно, от самого студента. Приведу пример. По закону, чтобы стать бизнесменом, человек должен получить или статус индивидуального предпринимателя или открыть юридическое лицо. Но человек может реализовать предпринимательские способности и будучи наёмным работником, торговым представителем, и так далее. Знание конъюнктуры рынка, умение продвигать соответствующий товар или услугу, правильно инвестировать денежные средства востребовано и в государственных, и муниципальных органах, да и учебным заведениям не просто разрешается, а предписывается предпринимательская деятельность. Более того, Дмитрий Медведев, будучи президентом, регулярно высказывал идею, что при каждом вузе должна быть учреждена некая структура, которая бы коммерциализировала научные разработки. И это только один из примеров. Так что спектр проявления предпринимательских талантов очень высок, эти навыки нужны практически везде.

ап1
Барнаульский филиал МосАП обучает по двум направлением: экономика и менеджмент. В экономике несколько профилей: финансы и кредит, налогообложение, бухучёт и аудит

— Поговорим о навыках. В чём заключается теория предпринимательства, которую дают в вузе?

— Мы всё-таки делаем упор на практическую деятельность. Но, как говорится, теория без практики глуха, а практика без теории слепа. Поэтому нужно разумно сочетать теоретические познания и практику. Высшее образование, как бы много ни говорили о его практикоориентированности, должно давать высокий базовый уровень. Если мы не дадим блок гуманитарно-социальных, естественно-научных дисциплин, то выпускник будет лишён возможности стратегического видения, понимания развития экономической ситуации. Получится лётчик, лишённый прогноза погоды.

У нас есть правовая, гуманитарная, математическая подготовка. Помимо собственно учебной программы, которую устанавливает федеральный стандарт, мы предлагаем ещё и курсы по выбору. В них мы делаем упор на законодательство Алтайского края в области бизнеса, гражданское, финансовое, налоговое, бюджетное право, правовое обеспечение маркетинговой деятельности. Есть курсы по формированию корпоративной культуры, управлению персоналом, разрешению конфликтов. Но занимаемся и культурно-эстетическим воспитанием. Например, в нашем филиале работает студенческий театр «Иглит», где сами обучающиеся не просто говорят на иностранном языке, а осваивают его через эмоциональную сферу, в ходе театрального действия. Студенты систематически посещают художественные выставки, театральные постановки и концерты классической музыки. В общем, мы стараемся, чтобы образ предпринимателя в малиновом пиджаке и с золотой цепью остался в девяностых.

— А он, этот образ малинового пиджака, до сих пор есть?

— Нет, сейчас нет такого стереотипа, каким он был в девяностых. Просто мне бы хотелось, чтобы он навсегда там и остался. И это возможно, только если заниматься воспитанием подрастающего поколения в ином духе.

— То есть, можно сказать, что тот, кто получил «предпринимательское» образование, в большей степени готов к созданию собственного дела, чем тот, кто этому целенаправленно не учился?

— Ну, не хотелось бы допускать элемента недобросовестной конкуренции с другими вузами, поэтому я скажу так: наше образовательное учреждение специализируется на подготовке будущих предпринимателей. Соответственно, и приоритеты расставлены в соответствии с этой миссией. Мы желаем, чтобы наши студенты были гораздо лучше адаптированы к рыночным отношениям.

— Есть какой-то ощутимый заказ на предпринимателей? К примеру, существует госзаказ на условных инженеров, и их подготовку власти оплачивают. С бизнесменами как в этом плане?

— Если говорить о государственном заказе, то мы не обучаем студентов за счёт бюджета. Соответственно, правильнее говорить о другом: есть заказ со стороны юридических лиц, крупных компаний. Вообще интерес к нашим образовательным услугам растёт, и это видно по цифрам нашего набора. Мы ориентируемся на тех, кто хочет стать предпринимателем и на их потребности. Гибко реагируем и на запросы рынка образования в целом. Если нужны дополнительные программы, то мы их предлагаем.

— Это ещё и новые источники пополнения бюджета? Как вообще вуз зарабатывает деньги, только ли образованием?

[one_half last=”no”]65a4ada8f1849001aa8604a20fa6c2c3«Синергия» — частный московский финансово-промышленный университет. Работает по программам сетевого образования с другими вузами, в том числе государственными[/one_half]— Да, мы работаем только в русле образования. Другое дело, что постоянно расширяем спектр образовательных услуг и ведём не только программы высшего профессионального образования, но ещё и дополнительные – повышение квалификации, профпереподготовка, и так далее. Более того, у нас аккредитована профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих в объеме от 18 до 72 часов, что сейчас редкость среди вузов.

Вообще, мы находимся в той фазе, когда расширяем спектр образовательных услуг. Например, заключили договор о сетевом взаимодействии с московским финансово-промышленным университетом «Синергия», и совместно с ним реализуем большее количество образовательных программ, чем предлагает один вуз. Получается, к нашим направлениям добавляются те, которые открыты в этом университете. В «Синергии» активно применяются онлайн-технологии в образовании, и это поможет дополнить наши возможности. Соответственно, и пополнить бюджет за счёт новых услуг.

— Существует ли конкуренция между вузами? Всё-таки, в случае с вузами, где образование платное, наверняка за студента приходится бороться.

— Я бы хотел видеть в остальных вузах не конкурентов, а добрых партнёров. Конкуренция же предполагает определённую рыночную борьбу за клиента. Отдавая себе отчёт, что наша деятельность строится на принципах рыночной экономики, с другими вузами мы предпочитаем взаимодействовать и находить точки соприкосновения. Если я кого-то обозначу конкурентом, то я должен вести с ним какую-то конфронтацию. А вузы могут друг другу помогать, способствовать развитию образования. Мы проводим межвузовские конференции, сотрудничаем с другими вузами по линии профессорско-преподавательского состава. В общем, о конкуренции говорить неправильно. Пусть сам абитуриент решит, какой вуз наиболее конкурентоспособный, и сделает выбор. А чтобы этот выбор был сделан в нашу пользу, мы для этого и работаем.

— Как считаете, интерес к бизнесу как сфере применения сил растёт?

— Пожалуй, да. Ощущаем мы это по набору студентов: несмотря на сложную демографическую ситуацию, он у нас постоянно увеличивается. Отмечу ещё, что спрос растёт на программы допобразования, профпереподготовки, повышения квалификации. Сейчас компании, которые серьёзно задумываются о кадровой политике, хотят, чтобы их работники постоянно повышали свою квалификацию. И они стремятся к тому, чтобы повышение квалификации проходило в специальных учреждениях.

[one_half last=”no”]В «Клятве предпринимателя» в МосАП студент клянётся:
– Вести себя честно по отношению к людям, потребителям, партнёрам, государству, соблюдая законы, нормы этики и морали.
– Добросовестно руководить своим предприятием и не принимать решений, которые служат удовлетворению только его собственных амбиций и наносят при этом ущерб предприятию и людям, которые на нём работают.
– Получать прибыль от предпринимательской деятельности только на законных основаниях.
– Заботиться об общественном благе. Всегда помнить о том, что рядом есть малообеспеченные люди, нуждающиеся в помощи и заботе[/one_half]— Московский статус академии сказывается на востребованности?

— Многие, кто к нам приходит, говорят: мы бы хотели учиться в московском образовательном учреждении. Но это не только слова, что у нас на вывеске написано «Москва». Мы взаимодействуем с нашим головным центром, проводим лекции московских профессоров, ведущих преподавателей всех филиалов. Даём возможность познакомиться с передовыми идеями и теориями в сфере экономики и управления.

— Какая задача стоит перед МосАП на ближайшую перспективу? В каком направлении будет развиваться высшее бизнес-образование в Алтайском крае?

— Сейчас задача номер один – реализовать все возможности сетевого обучения. В новом законе об образовании эта форма определена и легализована. Это когда несколько организаций, ведущих образовательную деятельность, кооперируются, и с помощью телекоммуникационных систем дают возможность получить новые образовательные услуги. Кроме того, сетевое обучение позволяет включать в структуру образования организации, которые образованием не занимаются – например, медицинские учреждения, библиотеки, коммерческие организации, госорганы. Это позволяет значительно расширить возможности наших студентов. Сетевое обучение – вещь сложная, потому что новая, но крайне перспективная. В этой связи, вспоминаются слова известного экономиста и социолога Йозефа Шумпетера о том, что предприниматель – это прежде всего новатор.