Вс. Апр 28th, 2024
Электромобильная амнистия

С 1 февраля в России отменяется пошлина за ввоз электромобилей. Будет ли бум таких машин в Алтайском крае, где власти обсуждают планы по строительству электрозаправок, «Капиталисту» рассказал Константин Горохов, первый владелец электроседана за Уралом.

Данное нововведение коснется только транспорт, работающий на аккумуляторных батареях. На гибридных автомобилях сэкономить не получится. Говорить о том, что 19-процентная пошлина для «зелёного» транспорта аннулирована, не приходится. Это временное стимулирование рынка и потребителей.

Константин Горохов, участник заседания научно-технического совета, посвященному развитию электротранспорта:

— Я ожидал это событие. 23 декабря 2013 года состоялось совещание, на котором Белоруссия, Казахстан и Россия поддержали данное предложение. Оно вступает в силу с 1 февраля 2014 и будет действовать до 31 декабря 2015 года. Это тот период, когда должен начаться «бум электрификации» страны. Стоит ожидать и отмену ежегодного транспортного налога. Дело в том, что мощность двигателя электрической машины исчисляется в кВт, но эти киловатты переводятся в лошадиные силы с коэффициентом 1,36. И ежегодные налоги могут перечеркнуть всю возможную экономию, например, на бензине.

Какие планы у правительства? В 2014 году планируется ввезти в Россию около 2 тыс. машин. На самом деле, я думаю, что их будет значительно больше.

Если говорить о Барнауле, то к 2015 году здесь может появится около 50 электромобилей. К сожалению, люди настроены на то, что это Сибирь с большими сугробами, а значит здесь нужен какой-нибудь внедорожник.

Стоит понимать, что отмена пошлины не означает, что машину можно привезти бесплатно. Помимо стоимости машины, есть ещё доставка, НДС в размере 18% и акциз, который рассчитывается по киловаттам. Будут ли ещё редактировать законодательство? Я предвижу, что появится бесплатная таможня и отмена налога на эксплуатацию. Если правительство реализует бесплатные электрозаправки, как это сделано в Америке, тогда действительно случится бум электромобилей.

Что касается электрозаправок, то возле торгового центра «Европа» планируется поставить пункт быстрой зарядки, которая будет разработана в АлтГТУ. Финансовые издержки будут поделены пополам. 50% – я заплачу из своего кармана, а 50% оплатит компания «АНТ». У них в продаже уже есть электрические машины, но пункта быстрой зарядки за 30 минут ещё нет. Покупка готовой станции стоит около 20 тыс. евро. Разработка собственной зарядки позволит значительно уменьшить финансовые издержки.

Глава города на научно-техническом совете поддержал идею развития электрических заправок и поручил создать комиссию, которая должна определить места размещения как самих заправочных станций, так и их количество. Кроме того, политехническому университету планируют выделить грант на проектирование, изготовление и сертификацию рабочей установки, той, что должна выпускаться в промышленном объёме, обеспечивая электрическими станциями не только наш город, но и весь Таможенный союз. Производственные планы – около 10 тыс. станций в год. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, к 2015 году мировое производство электромобилей вырастет до 500 тыс. штук в год.

Если говорить о том, какие автомобили выйдут в лидеры по продажам за время “нулевой пошлины,” то можно сделать ставку на Tesla и BMW. Renault создает очень хорошие, футуристические салоны. Но тут актуален вопрос стоимости. Если говорить о том, какой автомобиль стал бы лучшим, то можно ставить на Tesla. Если говорить о потребителе, то тут всё на вкус и цвет.


У Константина Горохова пять автомобилей – BYD модель Е6, Nissan LEAF, Chevrolet Volt (гибридный автомобиль, позволяющий ехать на электрической тяге), Tesla Model S и Porsche Cayenne (переделанный под электромотор).

[tabs tab1=”Германия” tab2=”Франция” tab3=”Ирландия” tab4=”Норвегия” tab5=”Китай” tab6=”Южная Корея” tab7=”Индия” tab8=”Россия”]

[tab id=1]В 2011 году правительство Германии приняло программу развития производства и эксплуатации электромобилей. Цель программы — довести число автомобилей с электробатареями в стране к 2020 году до 1 млн штук, а до 2030 года число таких машин должно возрасти уже до 6 млн. При этом программа предполагает ряд мер для стимулирования спроса.

В частности, на 10 лет владельцы электромобилей освобождаются от налогов на транспортное средство. Помимо специальных парковочных мест для электромобилей, в Германии предполагается создать ещё и специальные полосы на дорогах. Для координации работы при правительстве создана специальная группа. К 2014 году планируется построить инфраструктуру для подзарядки батарей и создать примерно 7 тыс. общественных зарядных станций. В 2012 и 2013 году на эти цели из бюджета выделено по 500 млн евро. На разработку батарей для автомобилей правительство на 2013 год выделило дополнительно 1 млрд евро.[/tab]
[tab id=2]Правительство Франции вывело в 2012 году на дороги страны более 100 тыс. электромобилей. Автомобили пользуются большим спросом у туристов и используются в виде проката по принципу аренды велосипедов. Припаркованный в специальных местах автомобиль можно взять и переместить в другую точку города, оставив его в выделенных местах и заплатив только за время использования.[/tab]
[tab id=3]Правительство Ирландии планирует к 2020 году 10% транспорта перевести на электроэнергию.[/tab]
[tab id=4]За III квартал 2013 года продажи электромобилей превысили продажи по отношению к автомобилям, работающим на углеводородах (бензин, дизель, биотопливо, водород).[/tab]
[tab id=5]Министерство науки и технологий Китая разработало 12-й пятилетний план, в который вошла графа для электромобилей на 2012—2016 годы. Китай планирует снизить стоимость аккумуляторов на 50%, вывести на дороги страны 1 млн электромобилей к 2015 году, увеличить мощности по производству аккумуляторов до 10 тыс. МВт в год и разработать стандарты для электромобилей.[/tab]
[tab id=6]Правительство Южной Кореи поставило цель автомобилестроительным компаниям начать массовое производство электромобилей и произвести 1 млн машин к 2020 году.[/tab]
[tab id=7]В Индии принят National Electric Mobility Mission Plan 2020 (NEMMP 2020), согласно которому, к 2020 году планируется увеличить парк электрического транспорта до 7 млн штук.[/tab]
[tab id=8]В начале 2013 года на установку 2 тыс. заправочных станций в Московской области и соседних с ней регионах выделили 1 млрд рублей. В Москве ввели бесплатную парковку для электромобилей. Мэрия Москвы проводит ежемесячные розыгрыши для владельцев “чистого транспорта”, засветившихся на парковках города.

В Казани ввели в эксплуатацию электрическое такси для перевозки пассажиров. В Сочи во время проведения Олимпиады планируется привлечь 100 автобусов работающих на аккумуляторных батареях российского производства. В Новосибирске ввели в эксплуатацию отечественную разработку – полностью электрические “ГАЗели”, которые ежедневно работают на маршрутах города.[/tab]
[/tabs]

“Капиталист” напоминает, что 2013 год отметился не только решением правительства об аннулировании пошлин. 28 мая было подписало постановление «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности», призванное поддержать производителей “зелёной энергии”. Компании, предоставляющие регенеративную энергию (т. е. из природных ресурсов: вода, солнечный свет, ветер и т. д.), смогут рассчитывать на государственную поддержку.

Развитие рынка альтернативной энергии способно повысить интерес к электрическому транспорту и решить проблемы, связанные с перерасходом электроэнергии, когда производительные мощности генерирующих компаний не покрывают требуемые объёмы. Однако капитальные затраты на развитие “зелёной энергетики” достаточно велики, как на этапе строительства объектов, так уже и на этапе продажи полученной энергии – она попросту дороже, чем у традиционных генерирующих компаний.

Фото – revolta.ru и drom.ru.