Пн. Май 6th, 2024

“Тиражи печатных СМИ будут падать, но потом всё стабилизируется”

Как совмещать собственные медиа-проекты с франшизами, печатные издания с электронными СМИ, и какой формат издания является самым прибыльным на алтайском рынке – об этом «Капиталисту» рассказала Анна Галицкая, директор издательского холдинга «Прожектор».

— В издательский холдинг «Прожектор» входит большое число СМИ. Какое из них вы бы назвали флагманским? В какое вкладывается больше сил и средств?

— Наверное, так нельзя говорить, что какое-то издание является флагманом. Это тоже самое, как если бы вы спросили у меня: «У вас трое детей. Кого из них вы больше любите и в которого вкладываете больше денег?». Сложно выделить кого-то одного – у всех разная аудитория. Мы делаем упор на то или иное издание в зависимости от финансовых показателей.

— С точки зрения финансовых показателей, кто у вас лидирует?

— Показатели можно рассматривать с разных сторон. Деньги от рекламы и распространения, тираж, самая большая аудитория. И у всех показатели разные. В большей степени лидирует «Резонанс». Это бесплатно распространяемое издание, которое имеет большую аудиторию, приносит значительную прибыль и тираж у него один из самых высоких. Самый высокий тираж из тех изданий, что находятся в продаже – у «Аргументов и фактов». Это одна из сильнейших газет в Алтайском крае именно по показателям тиража. По аудитории лидирует «Комсомольская правда», так как это ежедневная газета.

[one_half last=”no”]
Анна Галицкая закончила факультет технологии и экономики Бийского педагогического института по специальности технолог-экономист. В 2000 году Анна организовала редакцию «Комсомольской правды на Алтае», которая с 2006 работает по франшизе. Тогда же появились собственные проекты, собранные в издательский холдинг «Прожектор».[/one_half]Если начнем сравнивать глянец, например, «ПолитСибРу» – это единственный в своём роде журнал о политике для политиков. Поэтому мы не берем финансовые показатели в общем. Самый эффективный способ заработать на средствах массовой информации – это, конечно, бесплатные издания. Там нет журналистов, которым нужно платить, содержать и прочее. Это доходный бизнес в самом чистом виде.

– Реклама сейчас уходит в Интернет. Это как-то отражается на показателях «Резонанса»?

— «Резонанс на Алтае» не является конкурентом платных газет с бесплатными объявлениями, таких как «Купи-Продай», «Из рук в руки» и т.п. Это совсем другая ниша. «Резонанс» – это бесплатная газета и другой рынок, поэтому в интернет тут нечему уходить. Да, сейчас много сайтов с бесплатными объявлениями, и та же «Купи-Продай» делает себе сайт и следит за тем, чтобы её аудитория перешла именно к ним, чтобы потом на ней зарабатывать. Если касаться вопроса о том, что сейчас всё в принципе уходит в интернет – это просто глобальное развитие рынка. Поэтому произошёл такой скачок. Моё видение ситуации, того что произойдет дальше – люди просто насытятся и начнется спад. Именно поэтому на рынке печатных СМИ наблюдается тенденция к падению. Издания уходят в интернет и реклама уходит туда же. Сайт – это тоже средство массовой информации. В интернете аудитория для рекламодателей увеличивается, мы видим её прирост. Увеличивается поток каналов распространения информации, к примеру, у той же «Комсомольской правды», которая на сегодняшний день имеет сайт, радио, газету и телевидение.

Я уверена в том, что в какой-то момент всеобщее увлечение интернетом немного сбавит обороты. Ведь уже сейчас всё сложнее и сложнее становится ориентироваться в огромном потоке информации, размещенной на различных сайтах.

Чтобы понять, насколько та или иная новость соответствует реальности необходимо провести какую-то аналитику, выделить что правдиво, а что нет. Ввиду такой особенности, как анонимность, отследить истинность мелких сообщений и новостей становится всё труднее. За этим никто не следит. Каждый из нас может поставить какое угодно фото, взять любой ник и писать что угодно и где угодно. Люди вынуждены кочевать от сайта к сайту в поиске наиболее достоверной информации. С печатными СМИ всё иначе – открываем последнюю страницу, где указаны контакты учредителей, редактора, журналистов. Эти люди по закону отвечают за всё, что написано на страницах их газеты. И это несомненный плюс для читателей.

Пока интерес к интернету не достиг пика, тиражи печатных СМИ будут падать, но как только прирост аудитории прекратится и интернетом будут пользоваться абсолютно все, ситуация стабилизируется и определенное количество печатных СМИ будет комфортно сосуществовать с ним на одном рынке.

— Исходя из каких данных вы делаете такие выводы?

— Мы можем смотреть на то, что происходит за рубежом. Например, 5-7 лет назад редакции печатных изданий начали повально закрываться. Они закрывались, создавали сайты и увольняли редакторов. У нас таких огромных редакций нет, они у нас маленькие и им проще преодолеть кризис. В 2008 году бизнес резко сократил рекламу, но потребность в информации резко возросла. Читателям необходимо знать что происходит, а отсутствие стабильности заставляет их искать достоверную информацию, а индекс доверия к интернету во время кризиса резко падает. Поэтому многим печатным СМИ выжить помогли сами читатели. Но всё вернулось на круги своя и интернет опять занял лидирующие позиции. То есть, при определенных экономических или политических ситуациях, читатели могут быстро потерять интерес к интернету и вернуться к печати.

— Вы упомянули, что в кризис тиражи растут, но вместе с тем, рекламодатели уходят. Вы открыли службу доставки, сдаете конференц-зал, есть оперативная полиграфия. Это внедрялось для того, чтобы пережить кризис, закрыть какие-то бреши?

— Когда начинаешь подсчитывать расходы и доходы, то видишь, что на какие-то вещи тратишь больше, чем мог бы зарабатывать. Например, если бы мы видели, что тратим на службу доставки 100 тыс. рублей, то мы, наверное, так бы и тратили. Нам было бы выгоднее иметь чужую службу доставки. В конечном итоге, «Резонанс» увеличил тираж, помимо города мы стали распространять его и на пригород.

Отдавать доставку на аутсорсинг стало очень дорогим удовольствием. Мы всё просчитали и создали свою службу доставки. Это стало таким видом бизнеса, на котором мы стали зарабатывать.

К тому же, мы сами у себя являемся заказчиками и можем контролировать службу доставки, а это очень важно. Когда отдаешь тираж сторонней службе, то начинаешь переживать – доставят или нет, всё ли аккуратно сделают. Начинаются какие-то претензии друг к другу. Теперь у нас своя служба, которая заинтересована в том, чтобы сделать всё качественно. За курьерами у нас идут контролёры. Это дополнительные затраты, но это и качество, за которое нам и платят рекламодатели.

Такая же ситуация и с конференц-залом. Когда мы поняли, что на сторону отдаем больше денег, чем можем позволить себе аренду в этом помещении, когда достигли того, что стали проводить такое количество конференций и мероприятий, то приняли решение, что пора уже иметь свой конференц-зал. Это технология бережливого производства и ничего в этом сложного и серьезного нет. В любом бизнесе всегда так – сопутствующее ты начинаешь забирать под себя.

— “Комсомольская правда” и “Аргументы и факты” – это франшиза. Это как-то мешает развитию или это несомненный плюс?

— В нашем случае франшиза только помогает, но франшиза франшизе – рознь. Всё зависит от того, у кого эта франшиза приобретается, а также от целей, задач и стратегий развития. Что касается «Комсомольской правды» и «Аргументов и фактов», то со стороны “головы” идёт помощь. Во-первых, мы купили имя, которым пользуемся. Во-вторых, нас обучают. На сегодняшний день школа «КП» – это одна из самых сильнейших школ медиа-менеджмента, потому что нас обучают с нуля, обучают редакторский состав, состав по распространению и продвижению, рекламный отдел. Если бы мы платили за обучение здесь, то отдавали бы большую сумму, да и потом, у нас нет таких специалистов, как в Москве. Позволить себе финансовые вложения в такой важный сегмент развития как исследования, на региональном уровне может не каждый.

Франшиза отличается не только целями, но и тем – сколько и как выплачиваются роялти, какие складываются взаимоотношения и на что делается упор. Кто-то может сказать: «Можете нам ничего не платить, просто развивайте этот рынок» – такой вариант возможен в кризис, либо же, мы можем платить им какую-то условленную сумму, а они вообще никак нас не контролируют. Нашему холдингу работать с франшизой удобно.

— И совсем нет недостатков?

— Если уж очень их поискать, то можно назвать недостатком то, что есть определенные рамки контента, за которые мы не можем выходить. Но это несущественно, так как мы сами выбирали газету, выбирали редакторов, тех, кому интересен продукт «Комсомолки», «АиФ». Они разделяют политические взгляды, им интересны именно те темы, которые освещаются в этих изданиях. Они любят и понимают то, о чем пишут.

— В дополнение к сайту «ПолитСибРу» вы создали ещё и журнал. Позволило ли это решить какие-то проблемы? И всё-таки, что приносит больше рекламы – интернет-издание или печатное?

— Пока, как ни парадоксально, но рекламы приносит больше журнал. Мы всё-таки аграрный край и к нам лес и бумага ближе (смеётся). Кроме того, мы пока не можем качественно обучить своих менеджеров по рекламе продавать этот продукт. Не буду кривить, такая проблема есть и мы над ней работаем.

Мы стараемся увеличить рекламу в интернете, идем разными путями, но пока что получается так: встретили стену, ударились, развернулись и пошли другим путём. Пока не получается работать с рекламой так, как на Западе.

Журнал мы всё-таки открывали с расчетом на более зрелых политиков. Их сейчас большинство, несмотря на то, что молодежь стремится на политическую арену, процент её не так велик по сравнению с теми, кому проще читать печатную версию. Большинству политических деятелей на Алтае проще работать с печатной версией.

— То есть, в ближайшее время вы планируете параллельное развитие печати и интернета?

— Да, сайты сейчас развиваются вместе с печатными СМИ. Стало проще искать информацию, сложнее отсеивать, собирать, но находить различные информационные поводы, слухи, события стало намного удобнее. И это очень помогает печати. С другой стороны запутаться в информационном потоке очень просто. Поэтому журналисты помогают читателям не пропустить какие-то важные, интересные события и собирают это в один номер, качественно пишут и преподносят.

— Какое количество людей работает у вас в холдинге и где задействован самый большой штат?

— В холдинге у нас работает около 120 человек – это штатные сотрудники. Если считать по редакциям, то самые большие это «Комсомольская Правда» и «ПолитСибРу». Остальные редакции – маленькие, а самый большой штат – это рекламная служба. Это зарабатывающее подразделение, в которое мы вкладываем деньги на развитие и обучение.

— Как обстоят дела с «Автографом»? И какова ситуация с глянцем вообще?

— Дела обстоят хорошо, но это опять же, смотря с чем сравнивать. Если брать во внимание тираж – мы сами его устанавливаем, так как «Автограф» распространяется бесплатно. Мы можем напечатать какое угодно количество, но сейчас выпускать больше семи тысяч экземпляров смысла нет – рынок больше не съест.
«ПолитСибРу» имеет тираж 2–2,5 тысячи, а больше и не надо. Для нашего края это оптимальная цифра, следовательно и смысла повышать тиражи нет.

Анна Галицкая: «Конечно, в «ПолитСибРу» мы немного отходим от политики, пишем и о бизнесе, нас читают руководители разных организаций. И это вынужденная мера, ведь без такой информации не будет полной картины о том, что происходит в бизнесе – это ведь связанные между собой темы».

«Автограф» тоже единственный в своем роде журнал на нашем рынке. Мы сравниваем себя с «Я покупаю», «Magazine» и «Дорогим удовольствием», но это всё шоппинг-гиды. Нам немного сложнее, ведь шопинг-гид – это точное попадание в аудиторию, которая следит за модой. У них отличная аудитория в возрасте от 20 до 35 лет, и это интересно рекламодателям. «Автограф» всё-таки ушел в другую нишу. Это информационно-публицистическое издание, которое рассказывает о людях не потому, что нужно под этот материал собрать рекламу, а потому что это интересно. Не всё ведь стоит мерить финансовыми показателями. Пока убытков он нам не приносит, да и пошел уже немного другим путём, сосредоточился на event-развитии. Просто нести информацию в массы стало немного скучно, добились хороших результатов, теперь решили устраивать мероприятия для своих клиентов. Например, квест для рекламодателей, или праздник для их детей. Очень много интересных идей, со временем мы все их реализуем.

— Помимо перечисленных изданий в холдинге есть и такие проекты, как например «Дневник садовода и огородника». Чем он отличается от подобных ему изданий?

— «Дневник садовода и огородника» – это целиком и полностью наш продукт, который вышел на федеральный уровень. Мы приняли решение его делать, потому что наша Западно-Сибирская станция имени М.А. Лисавенко – это одна из самых сильных и значимых станций. Там работают очень серьезные сотрудники, они пишут научные статьи и нам не сложно с ними работать. Они являются нашими со-редакторами. Этот журнал рассчитан на аудиторию от 40 лет и выше. Над контентом мы вели очень серьёзную работу и название «Дневник» не случайно, там всё сделано именно как в дневнике.

«Сибирское агентство новостей» – это тоже франшиза, которая пришла из Красноярска и на сегодняшний день покрывает всю Сибирь. «Коллекции» – это проект «Аргументов и Фактов», московский продукт, который распространяется на всю Россию. Самый большой спрос у коллекции «Великие художники». В общей сложности было издано 100 томов и никто даже и не предполагал, что этот проект вызовет такой живой интерес.

— За последние несколько лет доходы от рекламы увеличились?

— Да, конечно. Это одна из наших основных задач – постоянно увеличивать доходы от рекламы. Мы проводим мониторинги, смотрим какое направление лучше выбрать, где реклама уменьшилась, что стоит изменить и т.д. Во время кризиса очень сильно просели банки, а разная мелочь активизировалась. Мы вовремя отследили меняющуюся ситуацию, и это позволило нам завоевать определенный сегмент рекламодателей. Надо всегда держать нос по ветру и делать анализ.

Фото – журнал “Автограф” и личная страница Анны Галицкой на Facebook.