Пт. Май 17th, 2024

МФО уперлись в «стеклянный потолок»: рынок ждет жесткая конкуренция

МФО уперлись в «стеклянный потолок»: рынок ждет жесткая конкуренция

Рынок микрофинансирования справляется с вызовами времени, адаптируются под текущие реалии. По итогам первого полугодия 2023 года рост портфеля составил 11% по отношению к началу года. Об этом РБК Новосибирск рассказал председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.

«При этом нужно отметить, если на протяжении долгого времени рынок считался быстрорастущим, то сейчас прирост происходит умеренными темпами — около 15-20% в текущем году против 25-35% ранее. Средний прирост квартал к кварталу находится на уровне не пресыщающем 4-6%», — сообщил он.

Эксперт отметил, что начало второго полугодия началось с важных изменений: снижена максимальная дневная ставка с 1% до 0,8%, а также уменьшилась максимальная сумма переплаты тела кредита до 130%, вступили в силу новые макропруденциальные лимиты — теперь объем выдач лицам с уровнем долговой нагрузки выше 80% не должен превышать 30% от всех продаж.

«Данные меры приведут к снижение доли одобряемых заявок, поскольку новая ставка теперь не покрывает риск выдачи денег. Нельзя не брать в расчет тот риск, что ряд МФО более активно начнут продажи дополнительных продуктов и услуг. Однако с этой практикой активно борется регулятор», — считает Эльман Мехтиев.

Генеральный директор МКК «Академическая» (сервис онлайн-займов «ВебЗайм») Павел Волков рассказал, что первое полугодие 2023 года складывалось относительно спокойно, поскольку все главные потрясения остались в 2022 году, когда МФО приходилось быстро реагировать на непрогнозируемые события и оперативно изменять свои бизнес-процессы.

«Прирост нашего общего портфеля за первое полугодие составил 14% — этот показатель даже выше среднего по сегменту в целом, но ниже, чем за аналогичный период 2022 года, когда он был на уровне 28,1%. При этом рост нашего срочного портфеля в 2022 году составил 2% за первое полугодие, а за аналогичный период 2023 года — 18%», — сообщил он.

По словам генерального директора финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрея Пономарева, в текущих условиях спрос на услуги МФО стабильно высок, ситуация в экономике стала более предсказуемой, чем год назад, что позволило компаниям активнее привлекать фондирование и клиентов.

Читайте на РБК Pro За какими ИИ-стартапами стоит следить сейчас. Выбор Bloomberg Маркетплейс не спасет: зачем бизнесу интернет-магазин в новых реалиях Великое сопротивление: запрет удаленки привел к массовому уходу персонала Топ-10 глобальных компаний с перспективами роста. Выбор Bloomberg

«Например, объем выдач на нашей платформе за первое полугодия увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40%, а прибыль компании за счет эффекта масштаба выросла в 3 раза», — сказал спикер.

Управляющий директор МФК «Лайм-Займ» Олеся Киселева отметила, что первое полугодие дало мощный импульс к развитию. В начале года рынок перешел на новые форматы данных в бюро кредитных историй. Разница между новыми и старыми форматами оказалась настолько значимой, что смогла «пошатнуть» стабильность скоринговых моделей.

«Ко второму кварталу наступила фаза закипания. Ограничение выдач через МПЛ привело к стабильной миграции клиентов от одних МФО к другим. Поэтому в фокусе компаний оказалось не столько привлечение, сколько удержание клиентов. Кроме того, сильным изменениям подверглись алгоритмы формирования предложения клиенту и общее управление качеством портфеля». — поделилась она.

Прогнозы

Говоря о перспективах, Эльман Мехтиев отметил, что еще в 2022 году МФО в своем развитии уперлись в «стеклянный потолок». Возможности бурного органического роста исчерпаны, поэтому рынок постепенно выходит в новые сектора, в том числе за счет слияний и поглощений.

«Мы тоже ощутили на себе тот самый эффект «стеклянного потолка», когда на протяжении долгого времени упирались в определенный показатель по выдачам, который хотели превысить, — подтвердил Павел Волков. — К слову, нам удалось сделать это только весной 2023 года. Поэтому сейчас мы прогнозируем, что тех высоких значений по росту портфелей, которыми отличался рынок микрофинансирования раньше, теперь ждать не стоит».

Эксперт добавил, что сейчас конкурентным преимуществом остается нахождение МФО на первых позициях по привлечению трафика через различные каналы. В случае, если клиенты возвращаются и доходность по ним не падает, можно будет говорить об увеличении своих объемов. Также важную роль играет качественный сервис, что повышает лояльность клиентов.

Андрей Пономарев отметил, что результаты второго полугодия будут для рынка скромнее. В первую очередь, это связано с законодательными ограничениями, о которых было сказано выше. Вероятно вырастет сегмент Installment loans — займов в рассрочку, так как этот вид займов позволяет сократить сумму ежемесячного платежа, а значит, и долговую нагрузку заемщика. Также компании будут более активно работать с повторными клиентами, потому что они реже допускают дефолты.

«Мы ожидаем, что по итогам года рынок все равно покажет двузначный рост, но произойдет это за счет крупных, надежных компаний с хорошими технологиями и финансовыми ресурсами. Небольшим участникам рынка, особенно работающим офлайн, будет непросто приспособиться к новым законодательным ограничениям. Многие из них будут вынуждены покинуть рынок», — пояснил он.

Олеся Киселева уверена, что на рынке можно ожидать дальнейшее сокращение фактического срока пользования займом. Этому способствует два фактора: во-первых, клиенту нельзя выходить на просрочку, чтобы не терять уровень одобрения, и во вторых, с каждым следующим займом растет условный кредитный лимит для клиента.

«Что касается клиентского опыта, на рынке станет появляться все больше сервисов предварительного одобрения, позволяющих сократить путь клиента. Наконец, у части клиентов будет все сильнее проявляться потребность в «длинном» рефинансировании своих обязательств. После снижения лимита начислений и предельной ставки мы видим стабильный спрос на продукт Mega Installment (долгосрочный заем)», — заключила эксперт.