Пт. Мар 29th, 2024
Начало Барнаула. Сереброплавильный завод. Фоторепортаж

“Капиталист” побывал на Барнаульском сереброплавильном заводе, с которого с 1739 году и начался Барнаул.

При въезде в Барнаул с правой стороны уже много высится большой забор. Казалось бы – и что? Мало ли в России заборов. Но именно за этим скрывается Алтайский Парфенон – корпуса Барнаульского сереброплавильного завода, который работал до 1893 года. Чтобы понимать масштаб этого производства, поясним: в XVIII веке этот завод давал 90 процентов российского серебра. Корона Российской империи изготовлена в 1762 году для Екатерины из серебра, полученного на нашем заводе.

Вообще-то Демидовы собирались построить у устья реки Барнаулки завод для выплавки меди. Но оказалось, что в алтайских рудах много серебра. И предприятие быстро “перепрофилировали”. Завод размещен довольно далеко от рудников, зато близко к лесу, который тогда служил топливом. Плавили и медь, но завод все же назывался сереброплавильным.

В 1893 году он был закрыт – руды истощились, цены на серебро стали не те. В корпусах разместили лесопильный завод. В 1942 году в Барнаул приехала эвакуированная из Белоруссии Гомельская спичечная фабрика, которую и разместили в корпусах завода. Фабрика закрылась уже в 90-е годы. В 2000-е собственником здания стало ОАО “Алтайкровля”. Предполагалось, что компания займется реставрацией комплекса зданий, но вместо этого “Алтайкровля” в 2006 году продала весь имущественный комплекс ООО “Алтайград”, которое в 2008 году попыталось получить разрешение на строительство здесь торгово-развлекательного центра и многоуровневой автостоянки. Тогда у “Алтайграда” это не вышло, а потом стало не до того: начала банкротиться “Изумрудная страна”, контролировавшая фирму “Алтайград”. Позже выяснилось, что территория завода заложена “Алтайградом” в “Россельхозбанке”. Это предыстория.

Деринг

С прошлого года на заводе по субботам проходят субботники. Инициатором выступил архитектор Александр Деринг. В одну из суббот с другими энтузиастами отправился на завод и “Капиталист”.

– Идея возникла года полтора назад, когда “Алтайград” и “Изумрудная страна” канули в Лету и территория стала немного беспризорной. Прошлой осенью мы разговаривали с Сергеем Бергером о том, что надо что-то делать. И решили – начнем субботники проводить. Эта идея сразу стала реализовываться. Сначала приходили ребята из АлтГТУ, наследники Ползунова – энергетики. А потом мы сделали призыв в соцсетях. И каждую субботу теперь проводим субботник. Приходит столько людей разных возрастов, специальностей – школьники, пенсионеры, медработники… В среднем, в разные периоды бывало до сорока человек. Иногда не знали, чем занять. Существует сбор пожертвований.
IMG_9361
Перед каждым субботником утверждается план работа. Главной заботой было победить заросли клен. Это растение-паразит, он распространяется как вирус. Эти клены проникают в сами здания, разрушают их. Наша природа не имеет к нему иммунитета, даже вредители его не едят. Мы за зиму очистили от него территорию. Теперь делаем опрыскивание химикатами по технологии – поливаем то, что вырубили за зиму, и надеемся, что все это сработает.

Убедившись, что энтузиазм – не на один раз, на предприятии выделили Дерингу и его волонтерам помещение один из цехов.
IMG_9363
Плакаты брежневских времен нашли в уцелевшем Красном уголке.
IMG_9367
IMG_9369
Александр Деринг не только архитектор, он еще и дизайнер. И по этой скамейке это сразу понятно…
IMG_9374
Артефакты советского промпроизводства:
IMG_9372
IMG_9373

Первая фабрика

Хотя фабрика существовала здесь с 1739 года, но первые корпуса были деревянными и не сохранились. Первая фабрика построена в 1800-1830-е годы.
IMG_9280
Это уникальный портик, которому как минимум 180 лет. Его с легкостью можно узнать на архивных рисунках и чертежах:
IMG_8590
IMG_8626
… и на фотографиях конца XIX века
10351141_617522431706852_8483362835671681061_n
… и начала Советской власти:

IMG_8600
Это дом горных офицеров (лаборатория). Построена она (за исключением, понятно, крыши) в начале позапрошлого века:
IMG_9303
Проход между цехами:
IMG_9380

Вот на этой территории состоялось самое большое сражение с кленами:
IMG_9384
И теперь, после “зачистки”, она выглядит также, как примерно лето сто назад:
IMG_8616

Особенность Барнаульского завода как памятника архитектуры в том, что это именно архитектура. То есть, завод строился так, чтобы глаз радовался. Не просто четыре стены и крыша, а колоннады, карнизы, капители, антики…
IMG_9352
IMG_9458
IMG_9459
IMG_9460
IMG_9462
Александр Деринг рассказывает:

– Уникальность Барнаула для Сибири и России в том, что отдельные архитектурные детали на заводе делали из чугуна. Капители на колоннах из чугуна, и цоколь облицован чугунными плитами. Кстати, мэрия на проспекте Ленина тоже облицована такими же плитами.

IMG_9347
IMG_9447
IMG_9449
IMG_9353
IMG_9485
IMG_9490
IMG_9487

Плотина и пруд

Воздуходувные меха, нагнетавшие воздух в плавильные печи, приводились в движение водяными колесами заводской плотины. Плотину и пруд обустроили к 1744 году Сооружение длиной более 500 метров и высотой шесть метров запирало громадное рукотворное озеро – до двух километров в длину и около полукилометра в ширину.

Вот план завода и пруда, имеющийся в Алтайском госархиве (план 1752 года):

IMG_8629

Белое пространство на чертеже – это пруд.

Громадное наводнение 1793 года сломало плотину и после этого для ее усиления была сооружена подпорная стенка. Эти кирпичи, возможно, самые старые на предприятии.
IMG_9387
IMG_9389
IMG_9398
IMG_9405

Вот заводской пруд на фотографиях начала прошлого века:
6081173
6544515_m

Чтобы сориентировать читателя, поясняем: нынче на месте пруда находится “Арсидом”. От пруда же начинались переулки Прудской и Малый Прудской.

Когда слышишь и видишь, как безостановочно течет вода, понимаешь, почему Ползунов не нашел понимания со своей огненной машиной: она требовала подвоза топлива, а вода течет себе и течет…

Когда завод пришел в упадок, надобность в пруду отпала. К тому же, предполагалось, что именно из-за него в этой части города так близко к поверхности стоят грунтовые воды. В 1926 году городские власти постановили пруд спустить. В 1928 году пруд был спущен. Грунтовые воды в этом районе где были, там и остались. Есть легенда, что спустить пруд настаивал один инженер – его жена любила кататься по водной глади с другим инженером, и вот так он их “наказал”.

Вот в этом месте находилось “горло” плотины. Сейчас над ним находится автомобильный мост.
IMG_9416
Лиственницы, составлявшие деревянный каркас плотины, до сих пор здесь.
IMG_9419
Барнаулец устроился рыбачить на стволе лиственницы, срубленной примерно лет 260 назад:
IMG_9411
Цепь, которой была обвязана плотина:
IMG_9423
IMG_9426
IMG_9424

Метки времени

На кирпичах часто видны странные знаки. Это клейма, “знаки качества”, которые мастера 200-250 лет назад ставили на свою продукцию:
IMG_9354
IMG_9391
IMG_9393
IMG_9397
IMG_9466
Александр Деринг говорит, что историками отмечено около двух десятков разных клейм.

Архитекторы говорят, что архитектура – это музыка. Если на Солнечной поляне в это как-то не особо веришь, то вот тут начинаешь понимать – да, музыка. Правда, если в начале завод был как марш или гимн промпроизводства, то сейчас это в чистом виде романс.
IMG_9338
IMG_9427
IMG_9341555

Через завод проходит улица – если встать по центру, то прямо перед глазами оказывается крест храма Димитрия Ростовского. И это тоже музыка – молитва.
IMG_9311

Настоящее VS прошлое: кто кого?

Время не стоит на месте, а жаль. Виднеющееся в зарослях здание заводоуправления построили около 200 лет назад, но в сороковые годы прошлого века перестроили и сколько здесь осталось старых кирпичей, понять трудно. Пилоны, стоявшие по сторонам дорожки, скорее всего 50-х годов прошлого века – на них вывешивали данные соцсоревнования и прочую информацию.
IMG_9297

За 200 лет существования завода здесь появились “новоделы” –
IMG_9282

Правда, в основном постройки советских времен просто развалились:
IMG_9309

Опасность для завода представляет не время – время его не берет. Опасность для завода представляют люди. Когда здесь находилась спичечная фабрика, на территории устроили пожарное депо, для чего в корпусах второй плавильной фабрики, в старом кирпиче, прорубили широкие ворота для пожарной техники. Теперь же ходят слухи, что территорию намерена купить компания “Селф”, известная любовью к мегапроектам (“Селф” строит в центре Барнаул, на месте бывшего завода “Лакт”, высотку – ЖК “Столичный” в стиле сталинского ампира).

Впрочем, Александр Деринг пока уверен, что в случае с заводом “Селф” будет держать себя в руках – или его будут держать в руках.

– Есть небольшое пространство, на котором можно что-то строить. Но жилья здесь не будет. Только учреждения, возможно, гостиницы. Это территория заповедная, у всех памятников должна быть охранная зона… – говорит Деринг.

Хорошо бы власти и будущие владельцы этой земли по-настоящему понимали ее значение – как для края, так и для России в целом. Нигде в стране больше нет такого промышленного памятника – ни на Урале, ни в Центральной России, там все слишком часто ломали и перестраивали. А даже если и есть – у нас-то он один.

Культурный слой на этом месте вырос более чем на метр – это наиболее очевидно при взгляде на колонны портика первой плавильной фабрики. Серьезными раскопками тут не занимался никто и никогда. С археологической точки зрения это уникальный объект. Если его просто разгромят экскаваторами, это будет преступление перед Историей. Возможно, ситуацию спасет туристическо-рекреационный кластер – очень хотелось бы на это надеяться.

Судьба этой территории сейчас висит в общем-то на волоске. Вот перестанут пускать сюда Деринга и его энтузиастов, и кто знает, что там будет – за этим забором?

А пока на эти кирпичи еще можно посмотреть – не упускайте возможности. Там и правда удивительная энергетика. Люди вкладывали в это душу – потому завод и стоит, несмотря на наводнения, пожары и революции…