Пт. Май 17th, 2024

Общественная палата предлагает аннулировать географические товарные знаки

Общественная палата предлагает аннулировать географические товарные знаки

Общественная палата России обратилась в правительство с просьбой запретить регистрацию географических названий в качестве товарных знаков, а также аннулировать уже действующие для многих производителей сыра, мёда, масла и водки.

Инициатива общественников направлена в целый ряд ведомств и министерств, включая Минкульт, Минпромторг, Роспатент и суд по интеллектуальным правам, – сообщает газета “Известия”. Инициаторы запрета хотят покончить с коллизиями, которые возникают между производителями, и заблуждением потребителей, ассоциирующих товары с конкретным местом.

Для названий продуктов Общественная палата хочет оставить специально созданную для этого категорию интеллектуальной собственности (наименование места происхождения товара, сокращённо – НМПТ), внеся изменения в статьи Гражданского кодекса, запрещающие предоставление правовой охраны географическим названиям как не обладающим различительной способностью.

“Если закон будет принят, то он также получит обратную силу, регистрация уже существующих подобных товарных знаков будет аннулирована”, – издание цитирует слова председателя комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ Дмитрия Сазонова.

Сейчас наименование места происхождения товара содержит в себе название местности, ставшее известным благодаря определенному продукту. Например, здесь может идти речь про алтайский сыр, башкирский мёд, русскую водку или вологодское масло. На Западе к таким брендам относятся шампанское и пармская ветчина. Использовать НМПТ имеют право все производители, работающие в регионе и выпускающие продукт, соответствующий всем необходимым характеристикам.

На Алтае есть два известных случая, когда производители тех или иных продуктов длительное время оспаривали право использовать региональную привязку в бренде.

Первый случай связан двумя конкурирующими объединениями пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края, что уже несколько лёт конфликтуют вокруг возможности использоваться товарный знак “Алтайский мёд”. Одно из них — Союз пчеловодов и переработчиков, под руководством Сергея Тастана. Другое — Ассоциация переработчиков пчелопродукции, которым руководит Константин Владимирский. Если одна из сторон получит исключительное право на использование торговой марки, то другая будет вынуждена договариваться об её использовании, что будет “проигравшей стороне” очевидно не выгодно.

[one_half last=”no”]
В Алтайском крае уже несколько лет существует региональный товарный знак “Золотой Алтай”, который могут получить местные производители для их популяризации и подтверждения их качества, в том числе за пределами региона. Перечень продукции, на которые может наноситься товарный знак, включает 15 классов товаров. [/one_half]Второй пример относится к сыру “Советский”, который был создан ещё в 1930-х годах на Куяганском и Айском сырзаводах в качестве аналога швейцарского сыра. Сейчас, после долгих судебных споров, бренд принадлежит Союзу сыроделов Алтайского края и пользоваться им может определённый круг местных производителей. Впрочем, торговые сети и конкуренты, не входящие в Союз сыроделов Алтайского края, периодически пытаются аннулировать исключительное право Союза и сделать сорт общеупотребимым.

Были и более мелкие случаи, когда история не превращалась в затяжной скандал, но всё же была показательной. Летом 2014 года в Республике Чувашия обнаружили неизвестную муку под брендом «Алтай». Собеседник «Капиталиста» в Министерстве сельского хозяйства Чувашии рассказал, что мука с высокой долей вероятности покупалась на элеваторах Чувашии, и затем фасовалась в мешки с надписью «Алтай». При этом мука могла быть не высшего сорта, а второго, однако на таре было указание именно на высший сорт. И предприниматель фасовал её в такую тару не из-за отсутствия подходящих мешков в Чувашии, а потому что алтайскую муку на рынке можно продать дороже местной.

«Владелец товарного знака, представленного географическим названием, не связан обязательствами по производству продукции в регионе, название которого используются для маркировки продукции, не несет ответственности за соответствие качества этой продукции особым свойствам, обусловленным природными условиями и людскими ресурсами региона», — говорится в резолюции, подготовленной Общественной палатой. Этот момент и предлагается устранить поправками в Гражданский кодекс.

Реакция властей и представителей бизнеса на инициативу общественников пока не известна, однако, источник утверждает, что она будет рассмотрена на ближайшем форуме ОНФ, который посвятят вопросу импортозамещения.