Вс. Май 19th, 2024
«СтройГАЗ» пытается оздоровить сам себя

На прошлой неделе в СМИ появились сообщения о том, что в компании «СтройГАЗ» введен антикризисный менеджмент. “Строительная компания «СтройГАЗ» признала, что страдает от последствий экономического кризиса и предпринимает усилия, чтобы выполнить все обязательства перед партнерами”, – говорится в заметке «Алтапресса».

Это краткое изложение письма за подписью генерального директора СПП ОАО «СтройГАЗ». Полностью письмо таково:

«В текущем году последствия экономического кризиса остро отразились на многих крупных компаниях России, не обойдя стороной и СПП ОАО «СтройГАЗ». В сложившейся ситуации советом директоров компании было принято решение о привлечении эффективного антикризисного менеджмента для оздоровления экономики предприятия.

Усилия руководства СПП ОАО «СтройГАЗ» направлены на исполнение всех обязательств перед бюджетом, заказчиками и инвесторами, создание прозрачных бизнес процессов и финансовых потоков, возврат производства на прежний уровень».

Интересно, что это письмо – обращение к заказчикам, партнерам и инвесторам – размещено на сайте «СтройГАЗа» еще 14 июня. Появление его в публичном пространстве сейчас может означать, что антикризисные меры за прошедший месяц не принесли больших успехов, и компания готовит партнеров, клиентов, а главное, дольщиков к малоприятным потрясениям, возможно даже к банкротству.

Внимательный человек и без письма гендиректора мог понять, что со «СтройГАЗом» что-то не то: например, блок-секции на улице Антона Петрова, 254 со сроком сдачи декабрь 2015 года и семиквартирный жилой дом на Чкалова, 40 со сроком сдачи ноябрь 2015-го до сих пор значатся на сайте в разделе “Текущие объекты” – а это о чем-то говорит…

«Алтапресс» в своей публикации напоминает о двух исках, поданных компанией «Домстрой» к «СтройГАЗу» по поводу строительства двух домов на Моховой поляне (рядом со спортивной базой «СтройГАЗа»). «СтройГАЗ» выступил заказчиком, «Домстрой» подрядчиком. К июню, на момент подачи исков, один дом построен до пятого этажа, другой находился на стадии фундамента. Причина долгостроя – неоплата выполненных работ, денег за которые подрядчик ждал около года. Сумма обоих исков – около 60 млн рублей.

«Домстрой» не единственный, кто пытается через суд взыскать со «СтройГАЗа» долги: «Капиталист» в июне писал еще о нескольких исках от разных предприятий. Самые крупные – от Особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь», которая намерена взыскать со строительной компании больше 374 млн рублей. Еще как минимум девять компаний подали иски на суммы от 210 тысяч рублей (ООО «Управляющая компания») до 4 млн 535 тысяч (ООО «ПроМарк») – в целом более чем на 13 млн рублей.

Мы сообщали также, что прибыль компании в январе-марте 2016 года составила только 133 тысячи рублей. Для строительного гиганта, которым является «СтройГАЗ», это невероятно мало. Такие «прибыли» не позволяют предприятию маневрировать – затыкать дыры собственными средствами.

Очевидно, что выручка компании упала до опасных пределов. Причины просты: с одной стороны, граждане перестали покупать квартиры, с другой – государство не создает новых проектов и не финансирует старые. Известно, что реконструкция Государственного художественного музея, солидный проект «СтройГАЗа», переходит в разряд долгостроя, на нее нужно в несколько раз больше денег, чем предполагалось изначально, а у государства таких денег нет.

Ко всему, неприятно напоминают о себе уже законченные проекты: суд обязал «СтройГАЗ» за свой счет поставить в реконструированный в 2011 году Молодежный театр световое оборудование, прописанное в контракте. Затраты в общем невелики (десятки тысяч рублей), но вдруг это только начало и театр войдет во вкус?

На сегодня, 21 июля, на сайте краевого Арбитражного суда, с начала года обнародовано 26 гражданских исков к «СтройГАЗу».

Создатель «СтройГАЗа» в его сегодняшнем рыночном виде Сергей Белоусов, нынешний сенатор, немалый ресурс сам по себе. Однако очевидно, что в данный исторический период его лоббистские возможности не дают ничего.

На состоявшемся 29 июня собрании акционеров компании было принято решение не выплачивать дивиденды по итогам работы за 2015 год. Это и антикризисная мера экономии, и признание того, что на дивиденды не заработали. Также акционеры решили прибыль компании оставить в ее распоряжении.

Вводя антикризисные меры по своей инициативе, «СтройГАЗ» хотел упредить введение таких же мер по решению арбитражного суда. Можно предположить, что эта мера не дала ожидаемого результата.

Поясним: «СтройГАЗ» – предприятие знаковое, барометр для отрасли. И этим предприятие особое: «СтройГАЗ» выступает и как генеральный подрядчик на государственных объектах, и как застройщик коммерческого жилья. Вероятно, в связи с кризисом у него финансовые потоки обмелели и там, и там.

И не только у «СтройГАЗа». В начале года компания «Алтайэнергожилстрой» выставила на продажу участок на проспекте Красноармейский, рядом с ТОЦ «Гулливер». Несколько лет землю выкупали у собственников, формируя участок под амбициозный проект – строительство трех жилых 19-этажных башен-близнецов. Осенью 2015 года «Алтайэнергожилстрой» готовил участок для начала работ, а в январе – выставил на продажу. При цене в 138 миллионов рублей этот участок до сих пор никто не купил.

Причины отказа «Алтайэнергожилстрой» от грандиозного проекта понятны – реальные доходы населения упали, проценты по ипотеке делают ее малодоступной.

Строительство – одна из системообразующих отраслей. Занятость, налоги, рынок сбыта материалов и техники – это все строительная индустрия. При этом, отрасль похожа на могучего великана, который, однако, боится сквозняков. В самом деле, любые экономические и социальные потрясения, даже просто смена общественных настроений, опасны для отрасли. Сейчас имеют место и экономические, и социальные факторы, и смена общественных настроений. Удастся ли «СтройГАЗу» вылечить отдельно себя в условиях общей эпидемии?

Сейчас лето – самый сезон для строителей. Осень позволит нам проверить наши предположения. И если наши предбанкротные ожидания не оправдаются, мы будем только рады.