Вс. Май 12th, 2024

Врачи объяснили рост заболеваемости психическими расстройствами в регионе

Врачи объяснили рост заболеваемости психическими расстройствами в регионе

В прошлом году в Новосибирской области поставили на учет 4,2 тыс. пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения с диагнозом, установленным впервые в жизни, следует из данных Новосибирскстата. На 100 тыс. населения приходится 150 больных. По сравнению с предыдущим годом показатель вырос на 26%.

Как сообщает служба со ссылкой на областной Минздрав, общая заболеваемость сохранилась на уровне 2021 года, первичная выросла на 2,5%. Всего в прошлом году было зарегистрировано 4,8 млн случаев острых и хронических заболеваний, из них 2,3 млн случаев — с впервые установленным диагнозом.

Влияние пандемии и спецоперации

Практикующий полимодальный психотерапевт, руководитель псицентра «Значит» Екатерина Затримайлова отмечает, что в текущем и прошлом годах растет уровень общего напряжения в связи с большим количеством тревожных новостей, общей неопределенностью, а также конфликтами на почве политических, экономических и социальных вопросов. «Даже если человек экранируется от новостей, общее фоновое беспокойство, так или иначе, затрагивает всех. На этом фоне проявляются и обостряются разные ментальные нарушения даже у базово условно психически здоровых людей», — пояснила РБК Новосибирск Затримайлова.

Кандидат психологических наук, когнитивно-поведенческий психолог Елена Кормбахер также отмечает, что новейшая история страны привнесла свой вклад в дело формирования тревожного фона повседневности: люди столкнулись с трудно переживаемой неопределенностью, страхом экономических и социальных потрясений, страхом за свои жизнь и здоровье и здоровье и жизнь близких.

По ее словам, все это обеспечило рост тревожных настроений в обществе. Сначала за счет пандемии распространенность тревожных расстройств и депрессии, по данным Всемирной организации здравоохранения, выросла на 25%. По данным газеты «Медицинский вестник», каждый третий, переболевший COVID-19, отмечал, что испытывает тревогу после перенесенного заболевания. По данным разных авторов, симптомы тревожных расстройств в период эпидемии встречались в широком диапазоне частот от 24–28,8% до 44,9–45%. Как только завершилась пандемия, подключились внутри- и внешнеполитические события России, когда до 70% респондентов стали описывать свое настроение как тревожное. Для сравнения, за год до этого опроса этот показатель составлял только 46%, говорит Кормбахер.

По словам Затримайловой, причиной роста статистики психических расстройств в 2022 и 2023 годах также могут быть постковидные осложнения и последствия пандемии. «Вирусные заболевания могут являться провокаторами развязывания психозов в случаях, когда к этому есть предрасположенность. Ковид в этом смысле особенно отличился, потому что он напрямую воздействует на нервную и сосудистую системы, тем самым повышая риск возникновения ментальных расстройств. Я думаю, каждый мог заметить у себя и у близких после ковида появление или обострение каких-то тяжелых психологических проявлений, до болезни свойственных человеку в менее заметной степени или вообще не свойственных, таких как панические атаки, внезапные вспышки гнева, общая повышенная тревожность или даже развязывание психоза», — говорит эксперт.

Читайте на РБК Pro «Просто добавь воды»: почему в 1990-е ролики запоминались, а сейчас нет SpaceX, ByteDance и другие: какие IPO вызывают ажиотаж инвесторов Не отказаться, а отложить: как сэкономить, не меняя образ жизни Гражданская война в США и провал в экономике: что пророчит миру Рэй Далио

Кормбахер отмечает, что определенным фактором возникновения эмоциональных расстройств может выступать и профессия человека, его вид деятельности. Так, специалисты, занятые в сферах, сопряженных с высоким риском для собственной жизни, ежедневной работой с чужим горем, могут чаще испытывать тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство (так называемая «травма свидетеля»). При этом немаловажную роль тут, помимо прочего, играют личностные характеристики человека. Таким образом, распространенность тревожных расстройств имеет выраженную тенденцию к росту в связи с внешними стрессорными событиями и, по всей видимости, будет сохраняться еще продолжительное время, полагает Кормбахер.

Рост обращений к специалистам и нехватка кадров

Затримайлова отмечает, что в обществе наблюдается развитие популяризации и дестигматизации ментальных расстройств. «Благодаря интернету и СМИ в социуме растет понимание, что мы все разные, у нас могут быть психические особенности, у нас могут быть сложности и проблемы, у нас может быть диагноз, при этом мы имеем право жить нормально, говорить о себе открыто, заботиться о своем метальном здоровье и организовывать любую помощь и лечение, которые нам требуются», — пояснила Затримайлова.

По ее словам, сейчас наблюдается рост толерантности к разнообразию психической нормы, а также увеличивается доверие к психологам, психотерапевтам и психиатрам. «У этой, несомненно полезной, тенденции есть обратная сторона. Возникла мода на ментальные расстройства и терапию. Люди массово ставят себе диагнозы по интернету, массово обращаются к специалистам. Специалисты в свою очередь не только оказывают качественную медицинскую и психологическую помощь, но и порой могут увлекаться гипердиагностикой и неоправданным лечением», — отмечает эксперт.

Как рассказал психотерапевт, гипнотерапевт, клинический психолог Дарья Горожанкина, частота поиска психологов и психологических проблем в Рунете за два года выросла в 2,5 раза. Наибольший рост дал период самоизоляции, но после снятия рост не только не прекратился, но и увеличился.

Так, в 2018 году только 1% населения хотя бы раз прибегал к услугам психотерапии. В 2019 году — 3,5% хотя бы раз прибегали к услугам психотерапии, а 1% занимался с психотерапевтом на постоянной основе. В 2020 году из-за пандемии произошел резкий скачок в спросе. Сейчас около 3% постоянно ходит к психологу. За 2021-2022 годы рынок вырос еще на 148%. Опыт национальных институтов психического здоровья показал, что психологическими услугами интересуются прежде всего женщины (70-80%), от 27 до 44 лет.

«Выявляется явный рост и спрос на услуги психологов и психотерапевтов, при этом больше половины обращающихся хочет получить препараты, но на саму психологическую работу настроены скептично», — сказала Горожанкина.

Как сообщили в кризисной службе центра Новосибирска «Родник», количество личных обращений к психологам по поводу переживаний из-за СВО существенно увеличилось после объявления частичной мобилизации. До осени 2022 года специалисты фиксировали один-два случая в месяц, с 26 сентября показатель подскочил в 70 раз.

В «Родниках» отмечают, что нехватка психиатров и психологов присутствует, несмотря на бум профессий. Особенно сложно найти квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и ответственно проходящих практику. Огромный рост эзотерических подходов дает «домашних» психологов и подрывает доверие клиентов, мешая получить квалифицированную помощь. Если говорить о препаратах, то в России на данный этап ситуация с медикаментами стабилизировалась, включая дженерики препаратов, которые ранее ушли с рынка. «Фоновый спрос на антидепрессанты в какие-то колоссальные цифры присутствовал на фоне тревожности пациентов, поэтому они скупали по 5-15 пачек сразу», — добавили в кризисной службе центра.

nsk.rbc.ru