Пт. Май 3rd, 2024
Владимир Отмашкин: «Барнаульский аэропорт надо убирать, ему не место там»

Глава строительной компании «Союз» Владимир Отмашкин рассказал «Капиталисту», зачем он инициировал возрождение проекта тоннеля под железнодорожным вокзалом, а также о том, какие ещё улицы нужно построить в Барнауле, чтобы не было пробок.

— То, что мы вернулись к проекту тоннеля под железной дорогой, актуализируем проект, это называется гражданская инициатива. В моём понимании это звучит именно так. По моей инициативе группа собралась и вернулась к обсуждению этой проблемы. Мы пришли к тому, к чему должны были прийти.

Ещё в 1970 году я впервые услышал об этом проекте, когда поступил в институт. В городе главным архитектором города был Виктор Владимирович Казаринов. Он рассказал о двух принципиально важных для города проектах: один — это уже знакомая нам транспортная схема, второй — Обской бульвар.

[one_half last=”no”]Владимир Николаевич Отмашкин — гендиректор ИСК «Союз». Родился 27 августа 1953 года. Компания «Союз» занимается жилищным строительством в Барнауле и Новосибирске. [/one_half]Первые разработки в направлении развития транспортной инфраструктуры Барнаула появились в 1950-х годах. Была разработана документация, она побывала в Госплане СССР, была утверждена. Но после этого документация была забыта. Спустя много лет я несколько раз пытался при администрации Колганова этот вопрос вновь поднять. Но было тяжёлое время, и к этому вопросу не смогли вернуться. Но время лёгким не бывает никогда. Сейчас мы говорим о предвидении развития ситуации в городе. Мы знаем, что надвигается очень и очень серьёзная угроза, надо искать определённые средства, чтобы эти проблемы решать. В противном случае они начнут накапливаться, как снежный ком.

То, что происходит сейчас в Барнауле, это пока, конечно, не катастрофа, но следствие развития городского хозяйства, вошедшее в противоречие с теми решениями, которые были приняты в своё время. Мы понимаем, что направление движения «север-юг» в городе в пиковые часы не работает, и мы часами добираемся до пунктов назначения.

Мы провели анализ, и он показал, что за период от появления проекта тоннеля под железнодорожным мостом до сегодняшнего дня произошло ухудшение транспортной ситуации в городе. С одной стороны, в городе появилось большое количество машин, железная дорога из-за тарифов переложила часть грузовых перевозок на автотранспорт. С другой, в городе появились дополнительные проблемы с дорожным движением. Например, в местах, где должны были быть развязки, появились дома.

Когда мы взяли большую спутниковую карту Барнаула, мы увидели, что Исаковский проспект (улица Георгия Исакова — прим. ред.) упёрся в частный сектор, чего допускать было в моём понимании нельзя.

Необходимо вернуться к проекту соединения Красноармейского проспекта с Исаковским проспектом. Он ведь вообще не загружен, а это огромный, широкий проспект, как раз и предназначенный, чтобы стать основной магистралью Барнаула.

Понятно, что нужно сделать этот проект как можно дешевле. Мы проделали предварительную работу. Но чтобы получить окончательные цифры, нужны проектные работы, причём очень серьёзные. Интересно, что документацию по тоннелю под железной дорогой я нашёл в таком состоянии, когда она должна была выехать на свалку. А она стоит сумасшедших денег сегодня. Да, появилось много новых вводных, изменилась нормативная база. Но мы можем эту документацию использовать, взять за основу. Ничего ведь кардинально в городе не изменилось.

Панорама -1Тоннель
Тоннель под железнодорожными путями должен соединить Красноармейский проспект и улицу Георгия Исакова

С инициативной группой и актуализированной схемой мы пришли к мэру Барнаула Игорю Григорьевичу Савинцеву. Он посмотрел проект, оценил его масштаб, который огромен — 3-4 миллиарда рублей с учётом строительства развязок. В августе этого года мы пришли к губернатору Александру Богдановичу Карлину и доложили о проекте. Изначально я понял, что наша разработка не очень легла ему на душу. Я был очень сильно расстроен, когда мы вышли из его кабинета, ведь проведено много работы, привлечено много людей. Но какова же была моя радость, когда я узнал через полтора месяца, что Александр Богданович поставил на принесённых документах визу «Детально разобраться и доложить».

Понятно, что ситуация в стране, экономике и бюджете сегодня тяжёлая, все это понимают. Поэтому, может быть, появится гражданская инициатива и проект будет воплощён на народные деньги. Если посчитать — сколько времени каждый из нас стоит в пробках? Разве кому-то до сих пор это не надоело?

Так может, мы автомобилистами Барнаула скинемся и начнём разрабатывать проектную документацию на свои деньги? Попросим Игоря Григорьевича Савинцева, чтобы он тоже поучаствовал. А ведь если документация появится, то это будет серьёзным шагом к реализации проекта.

Ещё проблема — трассы, ведущие в другие регионы: на Новосибирск и Кемерово, а также Бийск и Горно-Алтайск. Но чтобы выехать на эти трассы, нужно ехать по городским дорогам, которые крайне загружены. Например, если вы живёте в спальных районах Барнаула — на Балтийской, Малахова, Власихинской, то вы вынуждены ехать через центр города, чтобы попасть на новый или старый мост. После этого вы начинаете разворачиваться и практически возвращаетесь обратно, только на другом берегу реки. Это одна из принципиальных проблем.

primernoe-raspolojhenie-severnogo-obxoda-na-sputnikovojj-karte
Один из крупных проектов последнего времени — Северный обход Барнаула. Магистраль позволяла бы проезжать грузовому транспорту через город, не въезжая в него. Этот проект чиновники называют гораздо более реальным для воплощения, нежели тоннель под вокзалом

С появлением моста [через Обь, ведущего напрямую на трассу до Новосибирска и Кузбасса], а мы надеемся, что он всё-таки появится, мы избавимся от петли, которую имеем. Тогда вся промзона и жители другой части Барнаула будут спокойно уходить на север, не создавая проблем. Куда этот мост должен выйти? Думаю, в район Тальменки или даже на перекрёсток с дорогой до Кузбасса на Новосибирской трассе.

Если возвращаться к проблемам городских магистралей, то ещё одна задача заключается в том, чтобы разгрузить проспект Строителей.

За железной дорогой нужно создать широкую улицу, проезжую часть как минимум в шесть полос. Она бы соединила Павловский тракт с улицей Кулагина.

Для этого принципиально возможности есть, и если мы хорошо поработаем, то можем пройти вдоль неё, использовать старую железнодорожную ветку до промзоны, которая пересекала проспект Калинина, мост под проспектом Ленина, и выйдем на Кулагина.

Затем проходим по Кулагина, и если там сделать эстакаду, можно комфортно выйти на старый мост. Получается, мы разгружаем жилплощадку, а у проспекта Строителей появляется дублёр, который заберёт большой объём грузопотока.

космо
Незадействованная часть проспекта Космонавтов, которую можно было бы загрузить транспортным потоком, построив там дорогу

Есть и другое решение проблемы заторов в центре города. У нас вдоль промзоны идёт проспект Космонавтов — сегодня движение происходит в две стороны по одной полосе. А на другой стороне проспекта есть абсолютно чистый коридор. И если мы пробьём движение в направлении центра вдоль китайского рынка, то мы очень сильно разгрузим эту часть города. А если мы ещё продолжим этот проспект, не пересекая железной дороги, и между железной дорогой и садами соединим его с дорогой, которая идёт на ипподром, то мы дадим возможность спокойно пройти в северную часть Барнаула.

Конечно, в Барнауле есть и другие вопросы, о которых нужно начинать задумываться. Например, проблема, с которой обязательно столкнётся Барнаул в будущем. Как известно, сегодня развитие города определено в северо-западном направлении. И здесь возникает главная проблема — аэропорт с зоной вокруг него, в который скоро упрётся застройка. И если заглядывать вперёд на 20-30 лет, то я скажу крамольную вещь: аэропорт надо убирать. Ему не место здесь. Гораздо удобнее он находился бы в районе Новороманово — это порядка 30 километров от города, что недалеко.

Да, транспортные проблемы в Барнауле пытаются решать. Например, строятся улицы. В этом году в городе осуществлён достаточно серьёзный проект: построили объездную дорогу — улицу Кутузова. Это правильно, но носит локальный характер, а принципиально проблему в городе с учётом перспективы не решает. Нужно принимать стратегические решения. Какими бы трудными они ни были.