Вс. Май 19th, 2024

Будущее экосистемы – это люди и технологии.

В текущем году Сбербанк направит в бюджет 430 миллиардов рублей дивидетов, об этом в ходе своего интервью агентству ТАСС заявил президент, председатель Правления Сбербанка Герман Греф.

/фото пресс-службы Сибирского банка ПАО Сбербанк/

О работе в кризис

Кризис, с которым столкнулась экономика страны нынешней весной, оказался беспрецедентным и непредсказуемым, главным образом потому, что его причины лежат вне экономического поля. Прежде не случалось, чтобы в одиннадцати отраслях бизнеса произошел стопроцентный обрыв – общественное питание, ритейл, туризм, авиация и в ряде других практически иссяк финансовый поток.

«Мы в кратчайшие сроки провели гигантскую реструктуризацию. За неделю переоформили такое количество кредитов, как за весь 2019 год. Более чем на триллион рублей по юридическим лицам! Пришлось полностью изменить работу программного обеспечения, в основном вручную реструктурировать кредиты, переподписывать соглашения», – поделился глава Сбербанка.

Реструктуризацию, по словам Германа Грефа, получили все компании, и предприниматели, обратившиеся в банк. Одну часть кредитных обязательств провели на льготных условиях с участием правительственных грантов и субсидий, другую часть сделали за счет банковских резервов, направив на эти мероприятия несколько миллиардов рублей. 

По бизнес-плану в 2020 году цифра прибыли Сбербанка должна была составить порядка триллиона рублей. В текущих условиях прогноз будет существенно скорректирован.

Из-за резкого падения доходов в Сбербанке провели программу снижения расходов, по словам председателя правления сократили 12% от запланированных затрат, это порядка 82 млрд рублей. При этом было принято решение не сокращать рядовой персонал и не уменьшать жалованье и коэффициенты премирования. Существенному сокращению подверглись выплаты топ-менеджменту банка.

О защите сотрудников 

Уже через три дня после объявления в стране нерабочих дней, отделения банка возобновили свою работу, согласовав с ЦБ формат праздничного режима, однако наплыв посетителей был таким, что уже через два дня пришлось перейти на работу практически в полную мощность.

Ситуация с распространением коронавируса оказалась чрезвычайной, она всех застала врасплох, и Сбербанк был не исключением. Оперативно пришлось решать совершенно нетипичную для банка задачу противовирусной безопасности, но основная сложность, по словам г-на Грефа, была как раз не в разработке новых регламентов работы, а в том, чтобы снабдить сотрудников необходимыми средствами защиты. Первые дни были проблемы не только с тестами, но и с защитными средствами, невозможно было купить необходимое количество масок и перчаток, их попросту не было в продаже. Как вспоминает председатель правления Сбербанка, первую неделю пришлось работать в очень сложных условиях, пока не нашли канал альтернативных поставок. Сбербанк закупил в Китае несколько миллионов масок, которыми снабдил не только свои отделения, но и значительную часть передал в больницы, поликлиники и в госучреждения. «Массовых вспышек у нас не было, но за весь период более 200 отделений приходилось временно закрывать. Если заболевал сотрудник, его коллег отправляли на карантин, проводили полную дезинфекцию в отделении. И формировали туда новую команду на это время, на две недели».

О работе правительства

Последние четыре месяца выдались в равной степени сложными для всех – и для граждан, и для бизнеса, и для правительства. Как заметил в ходе разговора руководитель Сбербанка, правительству не позавидуешь хотя бы по той причине, что на второй неделе существования ему достался коронавирус. По его мнению, сопоставимым по шоковости ситуации может быть только дефолт 1998 года, случившийся вскоре после назначения премьером Сергея Кириенко. Нынешнее правительство совершенно не рассматривалось как кризисное, но было вынуждено стать таковым. «Дни и ночи шел поиск решений по реструктуризации. Члены правительства буквально ночевали у нас, мы в свою очередь не вылезали из Белого дома, ища варианты выхода из этой ситуации. Кабмин работал без преувеличения по 20 часов в сутки. Требовались оперативные решения», – вспоминает Герман Греф. Предпринятые меры были беспрецедентны и по скорости и по масштабам задействованных средств. В первые недели кризиса аналитики Сбербанка, по признанию Германа Грефа, прогнозировали падение ВВП от 6 до 9 процентов в зависимости от того, сколько продлится ситуация закрытости. Сегодня прогноз банка куда более оптимистичен, примерно минус 4,2–4,5 процента ВВП. 

Будущее экосистемы - это люди и технологии.

/фото пресс-службы Сибирского банка ПАО Сбербанк/

О защите основ

На протяжении всего периода кризиса менеджмент Сбербанка принимал активное участие в разработке антикризисных мер, занимая активную позицию, и порой высказывая и отстаивая непопулярные решения. Так, Сбербанк был инициатором лоббирования банковским сообществом изменения предложенного депутатами закона, по которому крупные арендаторы коммерческой недвижимости могли в одностороннем порядке расторгнуть договор. «Мы встали на сторону арендодателей по единственной причине. Даже в самой тяжелой кризисной ситуации нельзя нарушать базовые принципы гражданского законодательства. Есть понятие двустороннего договора. Никто не может по своей воле его расторгнуть, да еще без компенсации потерь, – поясняет свою позицию президент Сбербанка, -Госдума же предложила дать право арендатору в одностороннем порядке выходить из сделки. Грубейшее нарушение основ устойчивости хозяйственного оборота! На мой взгляд, во внесудебном порядке этого делать нельзя. Мы боролись за принцип. Законопроект мог спровоцировать грандиозный подрыв всех экономических отношений».

О разводе с «Яндексом»

Прекращение сотрудничества с отечественным IT-гигантом, компанией «Яндекс», которое вызвало много досужих разговоров, сам президент Сбербанка считает вполне закономерным шагом на пути развития экосистем. За время совместного сотрудничества Сбербанк и Яндекс вывели на очень хороший уровень проекты «Яндекс.Деньги» и «Яндекс.Маркет». Так, по данным портала Tadviser.ru, годовой оборот платформы Яндекс.Денеги с момента приобретения контрольного пакета Сбербанком вырос в 13 раз и по итогам 2019 года составил 502,7 млрд руб. В тоже время выручка группы компаний «Яндекс.Маркет» по итогу 2019 года выросла на 145% по сравнению с 2018 годом, а расчетный товарооборот сервиса сравнения цен и выбора товаров «Яндекс.Маркет» составил 200 млрд рублей.

«Наши экосистемы уже сильно конкурируют между собой. Это создает сложности. Возникла объективная необходимость подумать, как выйти из ситуации. Последний год мы работали над этим и нашли взаимовыгодный вариант», – прокомментировал ситуацию г-н Греф.

О человеческом капитале и доброй воле.

Несмотря на крайне непростую экономическую ситуацию и сокращение затрат, в Сбербанке сохранили инвестиции в людей и в технологии, по убеждению Германа Грефа – они и есть главная ценность и будущее экосистемы. Среди отечественных компаний, у Сбербанка самый большой бюджет на образование сотрудников, а корпоративный университет уже не первый год входит пятерку лучших в мире. Это касается и бюджета на корпоративное здравоохранение, который также является одним из самых больших среди российских компаний. Помимо всего перечисленного, Сбербанк собрал средства на разработку вакцины от коронавируса, над которой работает Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени академика Н. Ф. Гамалеи. 

«Члены правления, менеджеры высшего и среднего звена приняли решение доход за апрель отправить на разработку вакцины и мероприятия, связанные с борьбой с коронавирусом”, – пояснил руководитель Сбербанка, “В банке 35 тысяч менеджеров, включая руководителей филиалов. Мы также не отслеживали, кто перевел и сколько, дело сугубо добровольное, однако люди активно сдавали деньги. В целом собрали около трех миллиардов рублей».