Компании, заключившие госконтракты на поставку электро- и светотехнического оборудования и лекарств на 2015 год, могут оказаться в реестре недобросовестных поставщиков. Такая ситуация сложилась из-за падения курса рубля. Усложняет ситуацию невозможность пересмотра цены уже заключенных контрактов.
Международные компании “Шнайдер электрик” (частотные преобразователи, реле и пр.) и “Ферон” (светильники, датчики движения) приостановили поставки в Россию, другие поставщики аналогичных товаров подняли цены в 2 раза, сообщает «Алтапресс» со ссылкой на председателя комитета по энергетике Алтайской торгово-промышленной палаты Александра Карасева.
— Крупные монополии провели тендеры на 2015 год, цена в них неизменная. Однако исполнить контракты, заключенные по итогам тендеров, невозможно, — говорит Карасев.
Он отметил, что поставки именно импортной продукции компании-монополисты в условиях тендеров прописывают неявно, предъявляя требования, которым отвечает только импорт, или напрямую, так как рассчитывают закупить товары лучшего качества. По словам Александра Карасева, доля закупаемого монополистами на торгах импорта достигает 80%.
При этом, компании-монополисты имеют запас прочности и проблемы с исполнением контрактов могут не оказать существенного влияния на их работу. Однако компании-поставщики лекарств при неисполнении госконтрактов рискуют оставить пациентов без необходимых препаратов.
Директор «Центра государственного заказа» Елена Таримова отмечает, что не смотря на рост курсов валют поставщики готовы были поставить в Алтайский край лекарства. Однако Крайздрав направил в стационары письмо, в котором настоятельно рекомендовал главврачам при подписании контракта исключить оптовую надбавку. При этом первоначально ведомство объявляло аукционы с учетом надбавок.
— То есть мы должны купить лекарства, привезти их, соблюдая температурный режим, выплатить зарплату, налоги и получить ту же цену, которую заплатили. Мы не в состоянии исполнить этот контракт в полной мере, — пояснил представитель одной из компаний–поставщиков медпрепаратов.
Отметим, что поставщик, отказавшийся от исполнения контракта или не исполнивший его, попадает в реестр недобросовестных поставщиков на два года. Причем попадает не только само юрлицо, но и его учредители, а также члены коллегиальных и единоличных исполнительных органов.
По его мнению, в складывающейся ситуации компаниям будет выгоднее попасть в реестр недобросовестных поставщиков.
— В реестр недобросовестных поставщиков попадут фирмы, которые годами нарабатывали репутацию, работали открыто и готовы пойти на какие-то убытки, чтобы исполнить контракт, — говорит Александр Карасев.
По его мнению, со временем рынок стабилизируется, сработает и эффект девальвации, благодаря которому российские производители получат стимулы для развития. Но для этого государство могло бы оказать поддержку, внеся изменения в законодательство.
Отметим, что цена заключенного госконтракта является фиксированной и ее пересмотр возможен в случае форс-мажорных обстоятельств. Однако ни приостановка поставок зарубежными компаниями, ни курсовые скачки валют к форс-мажору не относятся.
Ранее, на Конгрессе предпринимательских объединений председатель Алтайского союза предпринимателей Юрий Фриц отмечал, что в сложившейся экономической ситуации только путём пересмотра госконтрактов задним числом бизнес может компенсировать свои финансовые риски.