Чт. Май 2nd, 2024

Обанкротили, но долги не списали. Новосибирский суд создал прецедент

Обанкротили, но долги не списали. Новосибирский суд создал прецедент

Необычное решение принято впервые в России: Новосибирский арбитражный суд создал прецедент: признал гражданина банкротом, но долг не списал и от обязательств не освободил.

С заявлением о банкротстве в рамках закона о банкротстве физических лиц в ноябре 2015 года обратился житель Новосибирска Валерий Овсянников. Поводом для такого заявления стали неисполненные обязательства на сумму 630 тысяч 399 рублей – четыре кредитных договора с разными банками. Валерий Овсянников указал, что предпринимателем не является, среднемесячный его доход составляет 21 тысячу 623 рубля, и возможностей рассчитаться по кредитам у него нет.

В декабре 2015 года суд признал Валерия Овсянникова несостоятельным (банкротом), ввел в отношении него процедуру реализации имущества, назначил ему финансового управляющего. Процедура реализации имущества была завершена 17 марта.

Однако суд указал, что «освобождение должника от исполнения обязательств не является правовой целью банкротства гражданина, напротив данный способ прекращения исполнения обязательств должен применяться в исключительных случаях».

Суд указал, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей «участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно», напомнил, что «в силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения».

Валерий Овсянников, по мнению суда, работая грузчиком и имея среднемесячный доход в 2013 году за вычетом НДФЛ 17.805 рублей 43 копейки, в 2014 году 21.485 рублей 05 копеек, а в 2015 году 21.623 рубля, взял четыре кредита, ежемесячные платежи по которым в сумме составляли 23 616 рублей. По мнению суда, Овсянников «принял на себя заведомо неисполнимые обязательства, что явно свидетельствует о его недобросовестном поведении в ущерб кредиторам».

Суд посчитал, что Овсянников, подавая заявление о банкротстве, «преследовал цель освобождения его от долгов».

В результате, проведя процедуру реализации имущества, суд, однако, оговорил, что «в отношении Овсянникова Валерия Александровича правила об освобождении от исполнения обязательств не применяются».

Данное решение является прецедентом. Пока большинство тех, кто обратился с заявлением о собственном банкротстве – предприниматели. Однако есть и те, кто через процедуру банкротства физического лица надеется освободиться от долгов по кредитам. Теперь получается, что этот путь закрыт или почти закрыт.