Сельское хозяйство демонстрирует рост, но разве 12,4 процента по итогам 2016 года – это все, на что способны алтайские аграрии? Можно ли сказать, что сельхозпроизводители края выжали все из благоприятной ситуации, вызванной запретом на импортную продукцию, в том числе сельскохозяйственное сырье? Крестьянам выпала уникальная возможность восполнить этот дефицит на рынке, но эффективно ли они ею воспользовались? PR-директор компании «Приоритет Сибирь» Кира Васильева уверена, что добиться успеха в АПК абсолютно реально, если комплексно подходить к решению задач: внедрять передовые IT-технологии, грамотно рассчитывать потребности по средствам защиты растений, устанавливать максимальный контроль за производством и минимизировать риски.
– Кира Олеговна, ваша компания занялась внедрением агроконсалтинга в аграрном секторе Алтайского края. Каковы первые результаты?
– С декабря 2016 года мы провели более ста личных встреч с потенциальными клиентами, в том числе с теми, с кем в итоге заключили договоры. Результат превзошел ожидания. Даже не предполагали, что наш опыт и подход к ведению агробизнеса настолько востребованы. Мы, выйдя на рынок с таким продуктом, как агроконсалтинг, образно выражаясь, вспахиваем целину в сознании людей. Но хотелось бы резюмировать: мы столкнулись с рядом очень серьезных проблем, начиная с безграмотности специалистов в вопросах повышения продуктивности сельхозпроизводства и заканчивая отсутствием элементарных знаний в части правильного применения пестицидов. Нам буквально приходится просвещать и обучать персонал агрофирм, помогать ему прийти к верному решению, давать ценнейший инструментарий для более результативной работы, но главное – мы учим их экономии, исключающей пустую трату денег.
– Алтайский край – регион аграрный, сельским хозяйством здесь занимались всегда. Опыт должен быть накоплен колоссальный. С чем связаны названные вами проблемы?
– С помощью программ, в которых работаем на Алтае только мы, у нас есть возможность просмотреть спутниковые снимки абсолютно любых полей за прошлый год и предыдущие годы, причем за все периоды вегетации. Так вот, просматривая площади, мы констатируем в отчетах, что качество проведенных работ «в полях» оставляет желать лучшего. Алтай – огромная территория, здесь легко могут «потеряться» многие гектары, выявляются пересевы, совсем не засеянные площади в центре полей, и многое другое, что нельзя обнаружить сразу и чем, думаю, пользуются недобросовестные директоры и специалисты некоторых сельхозпредприятий. «Воруют», как говорил Салтыков-Щедрин на вопрос, чем сейчас занимаются в России. Причем воруют изощренно.
По поводу опыта выскажусь резко: тот опыт, о котором вы говорите, сегодня не имеет никакого значения. Он обесценен потому, что пути, по которым ныне идет развитие сельского хозяйства, не базируются на эволюционных принципах. Во все вмешался человек в погоне за сверхприбылью. Появились интенсивные технологии, несоблюдение которых рано или поздно приведет к упадку и банкротству. От этого страшно становится. Задача агроконсалтинга – с цифрами и фактами предоставить собственнику возможность понять, где и когда можно было все исправить, проанализировать работу, насколько на своем месте нанятые им персонал и руководители, спланировать будущее. Значение человеческого фактора никто не отменял, он по-прежнему крайне важен. Но не менее важно наладить эффективный контроль за деятельностью предприятия. Чтобы тем самым исключить воровство и так называемые откаты.
– По-вашему, почему это происходит?
– Пример: у специалистов компании «Приоритет Сибирь» большой опыт работы по внедрению в сельское хозяйство передовых систем мониторинга, учета и контроля через GPRS/ГЛОНАСС. Мы провели глубокий анализ деятельности фирм, поставляющих в АПК датчики для сельхозтехники и оказывающих услуги по монтажу и налаживанию работы. Оказалось, многие компании ограничиваются тем, что поставляют, монтируют это оборудование, и на этом весь их профессионализм заканчивается. А кто научит диспетчера сельхозпредприятия работать на нем? Кто объяснит все возможности программного обеспечения – с тем, чтобы направить его работу на полную мощность? Чтобы его работа и наличие оборудования приносили максимальную пользу, помогая работе агрономов и инженеров, службы безопасности и самих руководителей. Сегодня мы «заходим» на предприятия, где, как правило, на технике уже установлены датчики контроля, но ничего толком не работает! Это порядком затратные вещи для сельхозпроизводителя, чтобы такое, простите, кощунство имело место быть.
– Вы работаете иначе?
– Мы работаем так, как и должны работать компании, пришедшие в бизнес всерьез и надолго и дорожащие своей репутацией. Уже установленное раннее оборудование или, по необходимости, дополнительно установленное нами, мы подключаем к своей программе «Агросигнал». Она не адаптирована, а разработана нашими партнерами исключительно для сельского хозяйства и имеет ряд дополнительных возможностей для решения и анализа агрономических задач. Мы не предлагаем заказчикам выбросить уже установленные датчики и купить наши, как это делают некоторые другие поставщики. Мы только меняем программу на более корректную для сельхозпроизводства. Да и цены на оборудование у нас минимальные, так как мы не ставим себе цель заработать на продаже, равно как и на абонентской плате за единицу техники, которая у нас составляет 380 рублей, тогда как средняя по краю – 500 рублей.
Целью программ слежения или же спутникового мониторинга является максимальный контроль за всеми этапами производства в полях, наблюдение вегетационных периодов, минимизирование влияния человеческого фактора, исключение слива топлива, несанкционированных выгрузок зерна, простоев техники и многое другое. Думаю, именно поэтому многие так противятся установке подобных программ.
Объясняя причины неурожая, агрономы зачастую ссылаются на засуху, хотя дело в отсутствии глубоких знаний по применению пестицидов. А инженеры объясняют простои техники в полях дождями или поломками. Еще раз подчеркну – противиться установке программ мониторинга и контроля могут только не выполняющие свою работу должным образом наемные руководители и специалисты сельхозпредприятий, но никак не собственники. Собственники априори должны быть заинтересованы в максимально эффективном использовании имеющихся ресурсов, повышении производительности и в итоге прибыли.
– Как вы оцените конкуренцию в сфере вашего бизнеса?
– Конкуренция, простите, больна и очень серьезно. По словам наших оппонентов, мы якобы «самая крупная компания, торгующая контрафактом», в то время, как нашими клиентами являются очень серьезные холдинги, доверяющие нам целиком и полностью свои земли. Увидев наши расчеты по конкретной заявке, другие поставщики демпингуют так, что видно – готовы сработать себе в убыток, лишь бы только не отдать клиента нам. Несколько таких выходок и ситуация экономически сыграет с ними злую шутку.
Дезинформация потенциальных клиентов о сомнительном качестве наших продуктов и услуг, косвенные угрозы – все это есть. Являясь собственниками компании на Алтае, мы напрямую заинтересованы в максимальной прибыли и качестве услуг, но терять достоинство в столь низкой конкурентной борьбе не станем. Мы покажем результаты своей работы осенью, на полях клиентов и на собственных экспериментальных полях, которых уже около 15 тыс. га. Успех компании сегодня напрямую зависит от слаженной работы команды, ее профессионализма. С этим у нас все в порядке.
Компания “Приоритет Сибирь”, г. Барнаул, ул. Никитина, 163, офис 213. Т: 89132527771