Чт. Апр 25th, 2024

«То дышим, то не дышим»: жители алтайского села отправились к Андрею Малахову после месяцев борьбы с «пахучим» заводом

Жители села Боровиха Первомайского района, которые уже несколько лет безуспешно борются с местным предприятием «Алтайкорм» из-за смрадного запаха, могут стать героями программы «Прямой эфир» Андрея Малахова на телеканале «Россия 1». Они подали заявку на участие, которая, как им сообщили, уже взята в работу московскими журналистами. Одна из боровихинских активисток Наталья Грязева рассказала ИА «Банкфакс», что им больше не на что надеяться в этой «пахучей войне», поскольку и власти, и силовики, и суды встают на сторону комбината, а люди продолжают задыхаться от вони. По имеющимся сведениям, «режим благоприятствования» может быть связан с тем, что в руководстве компании высокий пост занимает отставной полицейский.

По словам Натальи Грязевой, учредитель «Алтайкорма» Игорь Дудин уже несколько лет обещает установить на заводе оборудование, предназначенное для очищения отходов от смрадного запаха. Однако до сих пор люди вынуждены жить я тяжелых условиях. Более того, в прошлом году комбинат по договоренности провел от своего предприятия трубу длиной около 800 м на поля фильтрации, принадлежащие местному пивзаводу «Шпачек». Однако, как сообщила сельчанка, через несколько месяцев непрерывного слива отходов с «Алтайкорма» эти поля заполнились, и густая масса с отвратительным запахом полилась в ближайший лес. По словам активистки, на данный момент она заполнила площадь лесного участка размером около 600 кв. м. ИА «Банкфакс» направило запрос в управление Росприроднадзора для того, чтобы проверить эти сведения, а также уточнить, как решается вопрос.

Как заявила Наталья Грязева, ситуация изменилась лишь после того, как сложности начались у руководства самого пивзавода, которому после «сотрудничества» с «Алтайкормом» стало некуда сливать собственные отходы. В итоге к проблеме подключилась районная администрация, сотрудники которой приехали на место, отыскали трубу и свернули ее часть. После этого «Алтайкорм» якобы начал вывозить переработанный материал на ассенизаторских машинах. По сведениям сельчанки, у комбината заключен договор на вывоз отходов с некой барнаульской фирмой. Однако местные жители предполагают, что до краевого центра сотрудники предприятия их не довозят.

Тем временем в мае 2020 года руководство «Алтайкорма» публично обратилось к сельчанам с пояснением, что они приняли решение на время закрыть комбинат с целью установки того самого оборудования, призванного устранить неприятный запах. Однако по наблюдениям жителей, завод продолжил работать в прежнем режиме. Слова Натальи Грязевой подтвердил и другой житель села Иван Евтушенко. «Как работали, так и работают, как давили нас, так и давят. Мы то дышим, то не дышим здесь. Сколько можно это терпеть?! Ему против слова не могут сказать ни в районе, ни в крае, ни в суде. Очевидно, что у владельца есть какие-то сильные связи», – предположил житель Боровихи.

С ним оказалась солидарна в этом вопросе и Грязева. По ее мнению, у «Алтайкорма» действительно могут быть связи с влиятельным силовиками. Так, жителям известно, что начальником службы безопасности на «Алтайкорме» трудится бывший начальник криминальной полиции ОВД Первомайского района Вадим Брусенко. Нельзя исключать, что он может задействовать старые знакомства для решения каких-то проблемных вопросов. «Даже краевые чиновники говорят открытым текстом, что у «Алтайкорма» есть связи, и они ничего не могут с этим поделать. По закону якобы все чисто: загрязнение воздуха не превышает нормативов, земля находится в частной собственности. Итог мы видим. Сейчас стоит жара, людям дышать нечем, приходится открывать окна, а там эта вонь. Поэтому у кого-то рвота, у кого-то одышка, кому-то плохо с сердцем, а завод работает день и ночь», – заявила Наталья Грязева.

Глава Боровихинского сельсовета Валерий Голубцов подтвердил слова местных жителей. Он рассказал и о той самой трубе, по которой сливали отходы. Как заявил управленец, он вместе с заместителем главы района ездил на место и перекрыл возможность для слива. По его данным, сейчас «Алтайкорм» вывозит переработку на ассенизаторских машинах, но это информация от самого предприятия и в ней много белых пятен. «Куда возят – я не знаю. Наверно, делают это по ночам, чтобы никто не видел. Работают они и ночью, и по выходным, хотя обещали на время закрыться, но это все обман. Думаю, делается это в таком режиме, чтобы никто не проверил и не наказал», – высказался глава сельсовета. Он также добавил, что ему известны слухи о связях руководства завода с влиятельными людьми, в том числе, вероятно, и силовиками. «Явно, не без этого, раз ему все спускают с тормозов. Значит, кто-то за ним стоит», – заявил глава.

Между тем сам учредитель компании «Алтайкорм» Игорь Дудин в разговоре с корреспондентом ИА «Банкфакс» слова местных жителей и главы сельсовета опроверг. Он решительно заявил, что никаких производственных циклов в настоящее время на заводе будто бы не ведется. Учредитель уверяет, что комбинат приостановлен с мая 2020 года с целью установки специального оборудования. Поэтому слова людей о распространяемом летом смрадном запахе он назвал ложью. «Можете приехать и просить у пожарных, которые работают неподалеку, они ближе всех к нам, и те точно скажут, что никакого запаха там нет», – сообщил учредитель «Алтайкорма». Владелец предприятия даже заявил, что ни о каком сливе отходов по трубе не было и речи, несмотря на подтверждения жителей и главы сельсовета. По его словам, они «всегда вывозили их в Барнаул». Сельчане, по его мнению, преувеличивают.

Сами жители Боровихи после многократных обращений в надзорные ведомства и суды уже не видят другого выхода, кроме похода на федеральное телевидение. Обращение к министру природных ресурсов и экологии РФ Дмитрию Кобылкину в апреле 2020 года пока осталось без ответа. Поэтому сельчане рассказали о своей проблеме журналистам телепрограммы «Прямой эфир» на телеканале «Россия 1». С ними уже связались московские журналисты и сообщили, что взяли тему в работу. Теперь ситуация с заводом и его руководством может стать известна всей России.

Отметим, что проблема с распространением неприятного запаха стоит довольно остро не только в этом алтайском селе. Однако надзорные органы в данном случае практически бессильны, поскольку в России слабо проработано законодательство, регламентирующее данный вопрос. Однако недавно Заксобрание Петербурга внесло в Госдуму проект закона о введении мониторинга запаха атмосферного воздуха. Соответствующий документ 17 июня был размещен в базе законодательной деятельности нижней палаты парламента РФ.  В документе предлагается прописать определение запаха, а также ввести понятие «региональный норматив запаха». По мнению его авторов, действующая система гигиенического нормирования уже не отвечает запросу общества, так как жителей страны волнует не только безопасность проживания, но и его комфортность, а параметр запаха выходит за рамки действующих норм.