Чт. Мар 28th, 2024

«Старая жизнь Алтая». Копеечные воры, губернатор против бийского еврея и налог на телефоны

«Старая жизнь Алтая». Копеечные воры, губернатор против бийского еврея и налог на телефоны

Как из-за нескольких копеек подростки-воры попали под суд, зачем губернатор пытался выселить из Бийска евреев и почему владельцев телефонов обязали платить налог — читайте в дайджесте дореволюционной прессы.

В очередном выпуске — события, произошедшие с 26 января по 1 февраля 1915 года.

Налог на телефоны

Барнаульских владельцев телефонных аппаратов решил обложить новыми налогами. Соответствующее решение было принято ещё в 1914 году, но с тех пор в обязательном порядке никто денег с горожан не взимал и многие пользовались телефоном без уплаты налога. Чиновники выпустили инструкцию, но забыли указать – с кого брать деньги. Одни настаивали на том, что налог должны платить сами абоненты, другие – что городское управление, эксплуатирующее телефонную сеть.

Это упущение власти решили исправить, тем более, что в условиях войны бюджет необходимо было пополнять за счёт любых средств. Налог оставили за абонентами.

Бизнес-образование

Попечительный Совет Барнаульских торговых классов объявил о возобновлении обучения с 1 февраля 1915 года. Среди предметов – Закон Божий, русский язык, арифметика, английский, французский и немецкий языки, коммерческая корреспонденция, банковская и кооперативная бухгалтерия.

Обязательными предметами являются только русский язык и арифметика, а остальные дисциплины учащиеся вольны выбирать себе сами, в зависимости от специфики будущей работы.

Высылка евреев

Губернатор региона приказал выселить из Бийска мещанина Илью Штамова, который, не смотря на то, что родился в этом городе, по национальности был евреем. По законам империи, евреи могли селиться только за, так называемой, чертой оседлости в западных губерниях – Бессарабской, Витебской, Ковенской, Могилёвской, Подольской и т. д.

Штамов – член местного мещанского общества, к тому же недавно принявший православие. Власти дали ему 6 месяцев на то, чтобы он уладил все дела с переездом, но бийчанин не согласился с губернатором и “возбудил ходатайство” об отмене распоряжения.

Если губернатор и еврей могли предвидеть будущее, то поняли бы бессмысленность истории с выселением. В августе 1915 года черта оседлости фактически перестанет существовать, так как МВД разрешит, в виду чрезвычайных обстоятельств военного времени, проживание евреев в городских поселениях вне черты оседлости.
[one_half last=”no”][/one_half]

Старообрядцы и война

Журналисты газеты “Жизнь Алтая” пишут о том, что происходит в едва ли не самой удалённой части Алтайского округа – Верх-Бухтарминском крае Змеиногорского уезда. Проживающие там старообрядцы-“раскольники” столкнулись с войной и это круто изменило их тихий привычный мирок”.

“Школ здесь мало, да и те посещаются очень плохо, преимущественно, детьми православных. Детей же раскольников в школе можно встретить лишь изредка. Это объясняется невежеством жителей, на религиозном чувстве которых играют раскольничьи настоятели. Они воспрещают родителям отдавать своих детей в школу под страхом проклятий, отлучений и т. п., считая знание гражданской грамоты гибелью для души ребёнка. Народ, веря своим наставникам, берёт детей из школы. Наставники основывают свои школы, набирают детей и начинают учить их по древним церковно-славянским книгам.

Но вот грянул гром войны, каждому хочется узнать, что творится далеко на западе, куда ушли сыновья, братья и мужья. Разъяснить же может тёмной народной массе разразившиеся события только газета, которую читать-то некому. Письма же, полученные с войны, кроме поклонов почти ничего не содержат. Вот тут и сказалась вся необоснованность утверждений настоятелей, некоторые из которых, как, например, в деревне Белой, чувствуя под собою зыбкость почвы, чтобы не потерять окончательно свой авторитет, постепенно стали сдаваться. В результате некоторые деревни решили возбудить ходатайства об открытии училищ.

Священник-доброволец

Священник Знаменской церкви отец Сергий Хонин на первой неделе поста отправился в действующую армию, в качестве священнослужителя-добровольца. Военное начальство заявку приняло и прикомандировало Хонина в одну из фронтовых частей.

Дети-преступники

27 января на заседании Барнаульского окружного суда с участием присяжных заседателей разбиралось дело, где в качестве подсудимых выступали дети. Местная пресса широко освещала процесс.

“На скамье подсудимых сидят трое. Один из них взрослый. Все они рецидивисты – воры-профессионалы. Один из детей – старый наш знакомец Фёдор Зайцев, заключённый в тюрьму на 3 года за вооружённое ограбление лавки Локоткова, другой – Михаил Матюшкин (14 лет), уже судился за кражу. Взрослый – крестьянин Пахом Сныткин, молодой здоровый парень, 27 лет, также уже судившийся за кражу.

Обвиняются они в том, что в ночь на 3 ноября 1913 года, по предварительному соглашению, будучи вооружёнными, взломали мясную лавку Лужанского, что на Соборном переулке, и похитили из кассы один рубль медью. Зачем они пошли к мясной лавке Русакова, её взломали и вытащили 70 копеек.

Вскоре после ограбления лавки Лужанского, полиция принялась за розыски преступников, и один из городовых, встретив “компанию” на Берской улице между 1-м и 2-м Прудскими переулками, спросил:
– Вы ограбили лавку Лужанского?
Зайцев ответил:
– Сколько ни красть, а от вас не скроешься…

Городовой обыскал его и нашёл 1 рубль 70 копеек. Когда Зайцева спросили, откуда у него 70 копеек, он ответил, что они ограбили ещё мясную лавку Русакова.

На полицейском дознании в ограблении лавок сознался также и Сныткин. Матюшкин продолжал утверждать, что он в эту компанию попал случайно. На суде Матюшкин тоже отрицал свою вину. Против последнего показывает один только свидетель – полицейский надзиратель Трубицын, который говорит, что на полицейском дознании Матюшкин сознавался.

В итоге, присяжные заседатели признали, что Матюшкин действовал без разумения, а Зайцева и Сныткина признали виновными”.

Продажа невесты

О необычном для Алтая случае продажи невесты писала в конце января 1915 года газета “Жизнь Алтая”. По сведениям издания, в доме на Мало-Змеевской улице проходил свадебный пир. Оказалось, что мещанин Романов “уступил” свою невесту за 100 рублей знакомому. Когда последний повенчался с ней, то Романову показалось, что он продешевил и взял за невесту слишком мало денег.

Собрав своих друзей – Мошкина, Клюкина, Важенина и Григорьева – он направился к уже бывшей невесте, чтобы учинить скандал, однако полиция их всех задержала. При обыске у компании были найдены тесак и кинжал. Протокол на друзей завели за “озорство, бесчинства и вторжение в дом”.

26

Афиша

В анонсе фильма “Ревность”, который показывал электротеатр “Иллюзион”, газетчики писали: “Драма привлекла к себе широкое внимание общества и вызвала массу толков. Интерес этот обуславливается не какими-либо художественными данными пьесы, а теми мнениями и взглядами, которые устами своих героев высказывает о женщине автор. Женщина лжива, чувственна, легкомысленна, она целиком поглощена флиртом и ни чем другим не интересуется. Вот основная точка зрения”.

Продолжают “неделю любви” картины “И любовь была только мечтой” и “Жена влиятельного лица”.

“Грандиозная постановка! Художественное исполнение!” – кричат афиши “Нового мира”. Барнаульцев приглашают на фильм “Рокамболь или наследство Маркиза де-Манфартэн”. В роли Рокамболя обещают артиста Гастона Сильвестра. Также в репертуаре: комедия “Во сне и наяву”, боевик “Гусары смерти” и сиквел “Соньки Золотой ручки”.

В “Народном доме” идут спектакли “Нечистая сила”, “Флейта чародейка” и “Мёртвый король (Казнь королевы)”.

Материал написан на основе архивов газеты “Жизнь Алтая”. Стиль и даты – сохранены. Редакция “Капиталиста” выражает благодарность Алтайской краевой библиотеке имени Шишкова за предоставленные архивы.