Пт. Май 17th, 2024

Дело Денисовых: вопросы без ответов

Дело Денисовых: вопросы без ответов

Сегодня, 18 марта, Юрию Денисову и его жене Татьяне предъявлено обвинение. Денисов обвиняется в покушении на получение взятки, его жена – в покушение на посредничество при получении взятки.

Денисов и его жена вины не признают. Это в их положении мужественный и в чем-то даже геройский шаг. Вот Анатолий Высочин, бывший начальник краевого управления ветеринарии, сразу написал то, что от него ждали – и его отпустили под домашний арест. Думаю, Денисовы отлично понимают, что их теперь будут ломать через коленку. В СИЗО, где Юрий и Татьяна Денисовы сейчас находятся, для этого много возможностей. СИЗО само по себе не курорт для человека в годах.

У этого дела есть некоторые странности. Прежде всего, та «открытость», которой дело сопровождается. Вот процесс Максима Савинцева закрыли «по просьбам родственников» – и все. Хотя там речь о миллионах. А тут – в СМИ появляется оперативная съемка задержания. Потом – съемка из зала суда об избрании меры пресечения! Всякий, кто бывал в суде, знает, что и диктофоном-то не всегда судья даст пользоваться, а тут позволили снимать целое кино.

Этим удивительные вещи не исчерпываются.

Вот оперативная съемка момента передачи взятки. Отметим, на ней дата – 4 марта.

Заявление об отставке Денисов написал 9 марта. Что происходило в эти пять дней? Что происходило в следующие пять дней, до того, как 14 марта информация о взятке была обнародована Следственным управлением? Судя по всему, только в этот день Денисов был задержан.

Когда Денисову 16 марта избирали меру пресечения, необходимость его содержания под стражей аргументировалась тем, что, оставаясь на свободе, он сможет давить на свидетелей. Но, если у него имелось такое желание, то за те десять дней, которые были у него до задержания, он уже на всех надавил, разве не так? Посадить его понадобилось явно для других целей.

Можно предположить, что Денисову в дни с 4 по 14 марта кто-то и что-то пытался объяснить. Вряд ли таким образом из него добывали заявление об отставке – его можно добыть намного проще. Но тогда почему Денисова полторы недели не задерживали, а потом вдруг решили сажать? Анатолий Высочин взял больше (ему доказывают взятку в 345 тысяч рублей), а пережидает следствие под домашним арестом.

Была ли взятка, на которой попались Денисовы, их первой и последней? На видео, которое с забавной торопливостью обнародовало следствие, жена Денисова идет за этими деньгами как за молоком. Человек, который назначил ей встречу, был ей хорошо знаком, она даже подарок к 8 марта приготовила. Происходящее не было для нее сенсацией. То есть, происходило это явно не в первый раз. Но тогда сколько надо времени, чтобы человек привык к такому? Она, в общем-то, и не считает, что совершает что-то противоправное. Скажем иначе: она совершает системные действия.

Взяткодательница говорит: «Это вам за 2015 год». Ее слова можно понять, что это ежегодный оброк. Только в Барнауле 84 муниципальных бюджетных образовательных учреждения. Каждое ли из них отдавало «за подписание сметы по расходованию причитающихся учреждению денег из федерального бюджета» или еще за что-нибудь как минимум по 200 тысяч рублей в год? Если да, то это ведь более полутора миллиардов рублей в год. И потерю этих денег никто не замечал? Впрочем, и потерю суммы в размере 200 тысяч рублей тоже должны были заметить – иначе что же делают все контролеры? Из каких средств школа сформировала вот этот пакет в 200 тысяч рублей?

А теперь, внимание, вопрос – в одном ли управлении по образованию отлажена эта система? Или иначе: возможно ли автономное, в рамках одного управления, существование такой системы?

Если Денисову и правда носили миллионы из года в год, то он что, сам все эти деньги и осваивал? Или кому-то куда-то передавал? Намеревается ли ФСБ потянуть за ниточки?

Публике, чтобы она не успела задуматься над всеми этими вопросами, подкидывают мысли: так вот кто тащит наши деньги! Публика, понятно, негодует. Когда на каждом родительском собрании родители скидываются то на одно, то на другое, при том, что по Конституции образование у нас бесплатное, то ничего, а тут негодует. Это вот перенаправление ненависти – оно ведь тоже кому-то и для чего-то нужно?

Злые языки говорят, что самый популярный нынче среди чиновников вопрос: “Кто следующий?” Если следственные органы сохранят прежний темп – по разоблачению в месяц – то мы уже скоро это узнаем…