Пн. Май 6th, 2024

Сделка во вред обществу: почему суд отказал Валерию Гачману в странной покупке элеватора

Сделка во вред обществу: почему суд отказал Валерию Гачману в странной покупке элеватора

Гендиректор компании “Грана”, президент Союза зернопереработчиков Алтая Валерий Гачман намерен обратиться в кассационный суд по делу Коротоякского элеватора, сообщает «Толк». Ранее Гачман выиграл разбирательство в краевом арбитраже, но уступил несколько дней назад при пересмотре дела в апелляционной инстанции в Томске.

В 2018 году Гачман обратился в арбитраж с заявлением к ООО АПК «Грана-Хабары». Истец требовал признать за собой право собственности на АО «Коротоякский элеватор». В качестве доказательства был представлен договор купли-продажи ценных бумаг от 2005 года. В итоге арбитраж удовлетворил иск.

Однако суд апелляционной инстанции посчитал, что первоначальное решение подлежит отмене в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, а также неправильным применением арбитражным судом норм материального права.

Рассрочка на 15 лет

Сергей Маслов и Олег Новиков, бывшие компаньоны Гачмана по бизнесу, полагали, что заявление о выходе из состава участников ООО «АПК Грана-Хабары» и о выплате доли в уставном капитале общества сфальсифицировано.

В качестве доказательства Маслов и Новиков указали на то, что Гачман участвовал в общих собраниях ООО до 2015 года, в налоговую инспекцию сведений о выходе не подавал.

Обращает на себя внимание и тот факт, что об оспариваемой сделке стало известно только в 2018 году. Хотя по документам она прошла еще в 2005 году.

Удивителен и необычайно длинный срок для оплаты по договору купли-продажи – более 15 лет с учетом стоимости всех акций в 16 427 рублей.

До этого Валерий Гачман никоим образом не выражал своего намерения о выходе из ООО «АПК Граны-Хабары».

«При этом действуя подобным образом, ставя акционеров в известность о совершенной сделке только в 2018 году, истцом фактически осуществляется рейдерский захват активов общества», – сказано в постановлении суда.

Сделка во вред себе

Со стороны юрлица подпись под договором купли-продажи стоит от имени занимавшего пост гендиректора 13 лет назад Виталия Марченко. Экспертиза показала, что спорные документы имеют признаки искусственного старения. Главный же вывод – подпись от имени Виталия Марченко выполнена другим лицом, говорится в заключении эксперта.

Марченко как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции уверял, что подпись в спорном договоре его, но у него за годы изменился почерк, также он утверждал, что он ставил в известность как генерального директора Новикова, так и соучредителя Маслова о том, что он продал Гачману акции ЗАО «Коротоякский элеватор».

Между тем Новиков и Маслов пояснили, что они никогда бы не согласились продать эти акции, поскольку данные действия «нарушили бы корпоративный баланс внутри общества».

Однако суд первой инстанции признал данный договор действительным, несмотря на поддельность подписи исполнительного органа. Напомним, что дело в краевом арбитраже рассматривала Анжелика Чайка. Любопытен и тот факт, что в настоящее время сразу три судьи Краевого арбитражного суда стали фигурантами уголовных дел.

Вернемся, впрочем, к постановлению апелляционного суда.

“Судебная коллегия убеждена в том, что составленные Валерием Гачманом документы (спорный договор, заявление о выходе из общества, рассрочки оплаты акций на 15 лет) внешне соответствующие требованиям законодательства, имели фактически цель в обход согласия остальных участников корпорации, совершить действия по захвату контроля в ООО. Гачман фактически осуществил многолетнюю схему перерасределения акций общества в свою пользу”, – сказано в определении суда.

По данным источников «Политсибру», в настоящее время Валерий Гачман может испытывать финансовые сложности. Об этом косвенно свидетельствует факт продажи ресторана Café de lafe, являющегося одним из активов гендиректора «Граны».

Дежавю

Показательно, что история с Коротоякским элеватором – далеко не первый эпизод, связанный с попыткой рейдерского захвата экономически привлекательного актива со стороны нынешнего президента Союза зернопереработчиков Алтая. Так, по крайне мере, утверждает его бывший партнер Сергей Маслов.

Несколько лет назад аналогичная схема была применена к Сибирскому научно-исследовательскому институту сыроделия. Тогда НИИ выиграл судебный спор. В 2011 году на здание площадью более 3 тысяч кв. м, которое институт строил в Барнауле в течение 20 лет, предъявила права фирма «Ремесло». Ее учредителями являлись топ-менеджеры компании «Грана». На руках у новоявленных собственников был договор купли-продажи объекта и свидетельство о госрегистрации. Руководство института усомнилось в законности этой сделки.

«Ремесло» было зарегистрировано в 1992 году, соучредителями фирмы 8 лет назад являлись Сергей Литвинов и Александр Григорьев, занимавшие в компании «Грана» должности начальника службы безопасности и начальника юрслужбы. В феврале 2012 года Арбитражный суд Алтайского края вынес решение в пользу института сыроделия. Седьмой арбитражный апелляционный суд в Томске его отменил. Однако кассационная инстанция в Тюмени поддержала решение суда первой инстанции.